Политика

Оппозиция смирилась с итогами выборов в РФ

Оппозиция в лице КПРФ, СПС и «Яблока», несмотря на предвыборный и поствыборный ажиотаж, признала итоги выборов. Несмотря на громкие и недовольные заявления некоторых лидеров этих партий, их фактические действия говорят именно об этом.

Самая, пожалуй, радикальная на сегодня партия оппозиции из тех, что еще недавно, до 2-го декабря, рассчитывали преодолеть если не 7%-ный, то хотя бы 3% барьер – партия СПС. После выборов формальный лидер СПС Никита Белых принялся было утверждать, что «те сотни тысяч, и, может быть даже миллионы избирателей, проголосовавших за СПС – это наша моральная победа. Пока существуют люди, готовые выходить против власти, мы будем продолжать борьбу».

Но эти заявления были отчетливо дезавуированы не только тем, что, по данным ЦИК, «Союз правых сил» набрал никакие не миллионы, а всего около 600 тыс. голосов (0,96%, что, учитывая результаты «Яблока» в 1,59%, для «либеральной» СПС является очевидным крахом). Последующее заявление неформального лидера СПС Анатолия Чубайса также констатирует признание поражения «правых».

На официальном сайте партии Чубайс заявил: «Что касается СПС: мы не смогли победить. Мы получили низкий результат. Это надо признать». Говоря о том, как виделся ему лично либеральный курс, который должен был проводить СПС, Чубайс признал и то, что партия не оправдала его личных ожиданий: «Я должен признать это как свое, наше поражение». При этом Анатолий Борисович не избежал упрека в сторону конкурента – партии «Яблоко»: «смешно и глупо демократам в стране победившей суверенной демократии идти двумя колоннами».

Политолог Станислав Белковский, которому приписывают участие во многих оппозиционных проектах в России, в интервью «Эху Москвы» прокомментировал провал оппозиции на выборах. «Конечно… оппозиция уже сдалась сама. Потому что эти буржуазные правила игры, этот гедонизм, эта расслабленность, это объяснение, что ничего нельзя изменить, - они же прекрасны и приятны для многих», - пояснил Белковский.

При этом сам Белковский даже рад, что оппозицию «приложили мордой об стол». Ведь иначе, по его словам «если бы коммунисты получили 16%, на которые они рассчитывали, а СПС и «Яблоко» в диапазоне 4-5%, то мы услышали вал бравурных заявлений о том, что все не так плохо, что выборы, в общем, были честными, что электоральная база расширяется. И что следующие 4 года мы попьем коньячку, посидим в джакузи, попаримся в баньке, а через 4 года уж точно власть возьмем».

По его мнению, оппозиция – эти выходцы «из той элиты, которая сформировалась за период с 93-го по 96-й», - не сделала на политической сцене ничего нового еще с тех времен, когда заседала (и КПРФ, и СПС, и «Яблоко») в третьей Думе созыва 1999 года. «Все оппозиционные лидеры объединены, на самом деле, одним – что они хотят сидеть в GQ -баре и попивать коньячок по $1000 за бутылку», - считает Белковский.

Особенно рассердило Белковского высказывание Никиты Белых о «миллионах избирателей». «Вчера ночью кто-то из лидеров СПС решил завести заезженную пластинку про то, что «нас поддерживают миллионы избирателей», но тут его одернули за рукав и сказали – «Не миллионы, миллиона нет избирателей». Теперь сотни тысяч избирателей - новая пластинка. Они уже не могут говорить, что все хорошо, и они остаются в системе и с ними играют по правилам». По мнению политолога, даже объединиться оппозиция просто не хочет, «потому что она не хочет брать власть».

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в свою очередь, вчера громко заявил о том, что «выборы были настолько грязными, а допущенные в ходе их многочисленные нарушения настолько вопиющие, что только слепой и глухой мог всего этого не увидеть и не услышать», и пообещал вывести на улицы 7 млн человек (!) в рамках «всероссийских акций протеста против необъективных выборов».

Однако, и Зюганов поступает в точности по Белковскому – за пропагандистскими лозунгами, рассчитанными на то, чтобы подогреть авторитет среди своих же коммунистов, не стоит ровным счетом ничего. Ведь так уже было на выборах 2003 года, когда, по словам Геннадия Андреевича, КПРФ выявила «разного рода нарушения на 56 тыс. избирательных участков», и якобы пожаловались в Европейский суд по правам человека в Страсбурге – вместе с «оппозицией» вроде «Другой России» или «Яблока». Но этот суд, широко известный своей ориентацией на мнение ЕК, ПАСЕ и ОБСЕ, почему-то не дал жалобе ход (если она, конечно, уже тогда не являлась поствыборным пиар-ходом коммунистов и оппозиции).

Сегодня первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников и юрист ЦК КПРФ Антон Иваньков «насчитали» куда меньше – около 1,5 тыс. случаев нарушения избирательного законодательства, однако пытаются заработать свои дивиденды и на этом.

Тем не менее, когда речь заходит о реальной оппозиционной деятельности – например, о предложении сопредседателя «Другой России» Гарри Каспарова объединиться и «по-настоящему рассказать о злоупотреблениях», Геннадий Зюганов его решительно отвергает. Это можно перевести, как «я не хочу конфликта с Кремлем, с парламентским большинством, не хочу ставить под угрозу те 57 мандатов (11,59%) в Госдуме, которые (на 3 больше, чем в 2003 году), получила КПРФ».

Затем в ход идет обычная для таких случаев риторика: «фракция КПРФ будет единственным оплотом демократии в будущей Госдуме… Мы в стране остались последним гарантом свободы слова и демократии». Конечно, при таком раскладе все заявления зампреда КПРФ Ивана Мельникова о возможности отказа компартии от думских мандатов потихоньку уйдут в небытие. Не исключено, что с самим Мельниковым – в рамках вновь оживающей подковерной борьбы за благосклонность Зюганова с зампредом КПРФ Владимиром Кашиным.

В КПРФ вскоре все вернется на круги своя, тем более, что в регионах, где люди прошли в Думу по спискам КПРФ, прокламация Зюганова о том, чтобы «вывести на улицы 7 млн человек», не находит горячей поддержки. В частности, как сообщили журналистам в Томском отделении КПРФ, оно «не планирует проводить митинги в ближайшие два дня», первый секретарь Архангельского обкома КПРФ Александр Новиков считает результаты выборов в Поморье «неплохими для коммунистов» - «Я доволен нашими результатами», лидер нижегородских коммунистов депутат заксобрания Нижегородской области Николай Рябов, назвал результаты выборов «удовлетворительными», хотя обком КПРФ провел кампанию, «с минимальными денежными вложениями». Схожей позиции придерживаются коммунисты во многих регионах страны.

Другой оппозиционер, председатель «Яблока» Григорий Явлинский, не мудрствуя лукаво, просто заявил, что его партия в ходе избирательной кампании выполнила свою задачу. «Мы смогли предъявить обществу альтернативу, и смогли назвать все своими именами», - подчеркнул он по итогам голосования. По мнению наблюдателей, Явлинский выглядел довольным: из его 20-минутной послевыборной речи стало ясно, что «яблочников» результат в 1,59% вполне устраивает. По-видимому, есть доля истины в обсуждаемых связях Явлинского с различными организациями Европы в связи с неожиданным получением «Яблоком» $2,5 млн на предвыборный взнос, и выступлениями Явлинского в ПАСЕ. Вероятно, лидер «Яблока» и дальше собирается, по собственным словам, «просто делать свою работу» - например, к 2015 году выиграть в судах иски по поводу еще прошлых парламентских выборов, заниматься интеллигентским обличением власти, даже без какой-либо надежды отстаивать интересы своих избирателей.

Как бы то ни было, оппозиция смирилась. Одни – потому, что прошли в Думу даже с увеличением числа мест (КПРФ), другие – потому, что иного выхода просто нет (развалившаяся с помощью своего же руководства СПС), третьи – потому, что и так неплохо устроились около зарубежных структур, ведающих всевозможными «грантами» («Яблоко»).

Конечно, главную роль в судьбах оппозиционных партий сыграл выбор россиян. По предварительным данным ЦИК 63% избирателей в РФ, которые пришли на выборы, дали «Единой России» 64,26% голосов, КПРФ - 11,59%, ЛДПР - 8,15%, «Справедливой России» - 7,76%. Прочие партии, в том числе СПС (0,96%) и «Яблоко» (1,59%) – просто не вышли за пределы 7% барьера, то есть, оказались россиянам по большому счету, не нужными. Остается только смириться, и «переквалифицироваться в управдомы», если, конечно, возьмут.

Александр Туманов