Политика

"Сейчас будет рубка...": Москву захлестнёт волна массовых беспорядков

Каждая акция "Другой России" множит противников коалиции среди неполитизированных граждан. После апрельских событий в правоохранительные органы Москвы поступил ряд заявлений с требованием наказать виновных в организации уличных беспорядков. Запланированный оппозицией на 11 июня "марш несогласных", несомненно, умножит количество протестующих против беззаконного "несогласия".

Между тем, первый заместитель руководителя пресс-службы мэра и правительства Москвы Михаил Соломенцев заявил, что столичные власти не допустят проведения несанкционированного «Марша несогланых». «Принимая решение разрешить митинг в Новопушкинском сквере, власти города руководствовались тем, что подобные мероприятия с малым числом участников не должны ущемлять права москвичей, в том числе и автомобилистов. Перекрывать центральные улицы города для того, чтобы небольшая группа митингующих смогла по ним пройти, просто нереально», - отметил Соломенцев.

Он сообщил, что идя на встречу организаторам подобных акций, власти различных российских городов «сталкиваются с провокациями и неадекватным поведением, а сами эти мероприятия вызывают большое количество жалоб от горожан и автомобилистов». Соломенцев предупредил руководителей оппозиции, что попытка провести шествие является нарушением закона «со всеми вытекающими отсюда последствиями». А в будущем, по его словам, столичная мэрия пересмотрит свое отношение к подобным заявкам и учитывая малочисленность участников акций и их агрессивное поведение, будет предлагать для проведения акций более отдаленные места.

Недовольство жителей акции "другороссов" вызывают не только в двух главных городах страны - Москве и Питере, но и в региональных центрах. Последний "марш несогласных" в Воронеже породил ряд исковых заявлений от жителей города. Например, один из горожан, из-за несанкционированного шествия не смог выполнить задания руководства, так как на дорогах были пробки и "все транспортные маршруты были приостановлены". Требуя компенсацию морального вреда, в заявлении он указывает: "В связи с невыполнением задания, я получил выговор от руководителя, вечером у меня повысилось давление и я не спал почти всю ночь".

Несколько исковых заявлений поступило в суды Самары, после прошедшего "марша" 18 мая. Жители города считают, что участники шествия нарушили их права и свободы и требуют компенсации морального ущерба. Нахальные действия оппозиционеров возмутили местных ветеранов, организовавших в преддверии выступления "другороссов" свой пикет. Люди прошедшие войну вышли на улицу под лозунгами "Не смейте оскорблять нашу Победу", "Марш против России - России не нужен", "Нам не нужна другая Россия". Как заявили организаторы пикета, акция "несогласных", проходившая одновременно с саммитом Евросоюза, имеет целью "очернить нашу страну в глазах иностранцев".

Жители же столицы во время проведения подобных акций о политике не задумываются – их больше волнует собственная безопасность. "Шла просто оголтелая толпа разъярённых людей, которая скандировала различного рода непонятные лозунги, в том числе антиправительственного содержания. Мне казалось, что ещё немного, и это шествие перельётся в насилие по отношению к жителям Москвы, просто наблюдавшим со стороны это безобразие...", - описывает апрельские события Юрий Николаевич Фросин. "Участники хаяли правительство, нецензурно выражались, вели себя по-хулигански, бросая бутылки, жестяные банки и мусор. Тем самым провоцировали конфликтную ситуацию. Это же видит наша молодёжь, и мы, пожилые люди, ветераны. Можно ли такое хулиганство оставлять без наказания", - возмущается другой очевидец московского "марша" Семченко А.Г.

Вырвавшиеся из ОМОНовского оцепления "лимонвцы" и прочие молодые активисты из ударной группы оппозиции вели себя в центре столицы почти как оккупанты. А жители центральных районов окунулись в атмосферу 1917 года. Разве что выстрелов слышно не было. Незапланированный исторический экскурс москвичам пришелся не по вкусу – страшновато за собственное здоровье. Вот фрагмент из заявления Алексея Ивановича Жужулина: "Я шёл по Петровскому бульвару. Навстречу двигалась большая толпа молодых людей, которые кричали, размахивали флагами, жгли факелы. У некоторых в руках были бутылки и банки с пивом. Опасаясь столкновения с ними, я отошёл на газон и ждал пока толпа пройдёт мимо. … Один из проходящих обратился ко мне со словами: "Мужик, чего стоишь, пошли с нами с Путиным бороться". Потом раздались крики "Впереди менты!", "Сейчас будет рубка", "Надо прорываться!". Считаю, что такое поведение недопустимо. Прошу принять меры по недопущению подобных мероприятий". Вряд ли Алексей Иванович в эти минуты думал о политике.

"Конечно же, из-за интересов нескольких десятков граждан не должны создаваться неудобства для десятков тысяч других людей: препятствия к их свободному передвижению, трудовой деятельности. Иначе это будет противоречить смыслу ст. 17 Конституции РФ, - считает юрист Московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий - Несомненно, встанет вопрос вины тех или иных лиц, действия которых привели к ущемлению прав и интересов многих граждан, опоздавших на работу, деловые и частные встречи, отдых. Размер компенсации морального вреда, если суд удовлетворит иск, будет определяться в зависимости от степени их вины и характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий".

Западная демократия, на которую равняются "несогласные", подобные акции тоже не приветствует. И это вполне понятно. Вряд ли последние события в Германии, где в преддверии саммита "Большой восьмерки" радикалы разгромили несколько городов, порадовали обывателей. Сейчас немцы критикуют правительство за то, что власти не смогли оградить их от беспорядков. Подобное же отношение к "несогласным" и в других странах. Во Франции, например, 72% граждан выступают за ужесточение правил проведения митингов и демонстраций. Общество требует проводить протестные акции в специальных местах, где они не будут мешать нормальной жизни города. Однако, Запад, недовольный своими "несогласными", в то же время приветствует проведение подобных акций в России.

В нашей стране, реалии таковы, что десятки заявлений недовольных "несогласными" граждан пока остаются без результата.

Как поясняют юристы, дело тут в том, что два положения конституции противоречат друг другу. "С одной стороны, Конституция говорит, что каждый человек имеет право на собрание, шествия и митинги. И если он хочет выразить свое отношение к событию, к власти или к чему-то еще, то может организовать массовое мероприятие или участвовать в нем, - поясняет первый зампред Комиссии Государственной Думы РФ по законодательству Валерий Гребенников, - С другой стороны, у каждого есть право спокойно ходить по улице и быть избавленным от обязанности смотреть на грязную мостовую, остающуюся после различных шествий или митингов. Но уличные акции нарушают эти его права".

Для такого перегруженного автотранспортом, перенаселенного и осаждаемого туристами мегаполиса как Москва это особенно актуально. "Понятно, что всем хочется выступить в Москве на Пушкинской площади и пройти маршем по Тверской. Но москвичи прекрасно знают, что если даже на пару часов перекрыть Тверскую, то встанет Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе. Образуется дополнительная многокилометровая пробка. Все машины, которые сегодня и так плотнейшим потоком пробираются к Ленинградскому проспекту, вынуждены будут пробираться к нему какими-то боковыми улицами. Естественно, затрудняя движение там. Люди будут терять массу времени, получат дополнительный стресс. А ради чего?", - говорит Валерий Гребенников.

Регулятором в конфликте интересов приходится выступать городским властям. И задача у них не простая – удовлетворить и право на свободу выражения мнения и право на свободу передвижения, безопасность, нормальный отдых. Власти пытаются найти компромиссы, но оппозиционеры на сотрудничество не идут. "Митингующие говорят, что им нужен именно центр, чтобы их увидели как можно больше людей и, соответственно, как можно больше людей узнали об их позиции. Позволю себе с ними не согласиться. Не меньше людей и в ряде других мест. Там тоже есть великолепные шансы быть увиденными и услышанными. Другое дело, что "картинка" для телевидения будет не такой привлекательной", - говорит Гребенников.

"Другая Россия" заявляет, что, не смотря на запрет, будет проводить 11 июня в Москве не митинг а шествие по Тверской улице. Все последствия этого предсказать сложно. Но одно понятно – армия противников оппозиции опять пополнится жителями центра города и автомобилистами. И вовсе не по политическим мотивам.

Андрей Трифонов