Политика

Ленина распяли на стене греческого храма

В Греции разгорелся нешуточный религиозно-политический скандал. На стенах православной церкви Пресвятой Богородицы в небольшом греческом городке Аксиуполис появились не совсем обычные фрески, с изображением некоторых нехристианских персонажей.

Среди новых сюжетов можно увидеть, например, как Христос наставляет Эсхила и Гомера на путь истинный. Или же сценку избиения православных миссионеров китайцами в ходе Боксерского восстания в Китае в 1900 году. Но центральной фигурой, вызвавшей скандал, стала фреска с изображением Владимира Ленина.

Вождь мирового пролетариата представлен не в качестве одного из святых, а совсем наоборот - в роли гонителя христианства. Так, Владимир Ильич, с самым умиротворённым выражением лица стрижёт бороду Святому Луке - архиепископу Симферопольскому Луке (в миру Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому), известному священнослужителю, который подвергся преследованиям со стороны большевиков и в 2000 году был причислен к лику святых великомучеников.

Автор работ Костас Вафиадис настаивает на том, что подобные изображения допустимы в церкви, поскольку являются частью сюжетов, изображающих страдания святых мучеников и исповедников. Его поддерживает и местный священник отец Доротеус, считающий, что "художник просто выбрал современный подход". "Наша традиция не ограничивает выбор персонажей для фресок с условием, что центральные сюжеты всегда должны изображать Иисуса Христа", - добавил он.

Но всё же греческие власти и некоторые православные священники очень нервно отреагировали на новаторство священнослужителей. "Мы категорически осуждаем подобную профанацию", - заявил префект региона Панайотис Псомиадис. А глава местной епархии епископ Спиридон призвал привлечь провинившихся священнослужителей к ответу перед вышестоящими церковными иерархами.

Безусловно этот скандал может вызвать реакцию и в России. Нынешняя КПРФ не чета своей предшественнице времён СССР. Лидер коммунистов запросто посещает церковь, поздравляет православных с церковными праздниками, заявляет о том, что среди членов КПРФ более трети верующих, а поправка в Устав о свободе совести и религиозных убеждений были приняты ещё в 2002 году. При этом Геннадий Андреевич не считает подобный шаг КПРФ "расхождением с учением марксизма" и даже находит много общего между идеологией КПРФ и христианством.

Тем не менее, отношения православных и коммунистов далеки от идеальных. Не так давно Геннадию Зюганову было направлено письмо от объединенного православно-патриотического движения "Народный собор", в котором члена фракции КПРФ в Госдуме, руководитель волгоградского обкома партии Алевтина Апарина обвинялась в травле православных и доносительстве. "Как осуждённому за аморальные действия негоже поучать ближних на темы нравственности, так и компартии не пристало рассуждать на темы прав и обязанностей Церкви и её служителей в России. Слишком много православной крови на руках у Ваших идеологических предшественников. До сих пор далеко не все храмы, разрушенные коммунистами, восстановлены. Поэтому КПРФ становиться перед Церковью в позу судьи не пристало по определению", говорится в письме. "Мы понимаем, что несмотря на пиаровские акции с посещением храмов, очень многими в КПРФ Церковь и сегодня воспринимается как "скрытый классовый враг". Но давайте всё же как-то друг друга терпеть!", - читают авторы письма, подчёркивая тем самым огромную пропасть между настоящим православием и бутафорской верой коммунистов.

Так что скандал в Греции может обострить разногласия и реанимировать дискуссию относительно новой идеологии КПРФ и заигрывании лидеров компартии с православием.

Николай Харитонов, член фракции КПРФ в Госдуме

- Я считаю, что это провокация. Попытка с помощью имени Ленина вбить клинишек в отношении России и Греции, которая очень лояльно относится к России, не терпит НАТО.

Надо понять только одно. Все люди, которые сегодня являются членами КПРФ, все они - современные люди, в том числе и Зюганов, председатель КПРФ, и прекрасно понимают роль и место православия в русском государстве. Вера и членство в партии - одно другому не мешает, это абсолютно разные направления. В партии тоже были разные личности: и Троцкий, и Каменев, и Свердлов, и Ленин, и Дзержинский. Каждый оставляет свой след в истории. В карете прошлого далеко не уедешь. Если будем пытаться корить сами себя за годы репрессий, за миллион пострадавших, мы никогда Россию не сделаем сильной.

Думаю, что у КПРФ ко всем конфессиям абсолютно равное и ровное отношение. Россия – это многонациональное государство, и выделять одно от другого – это считается нетактичным. Благополучие – это консолидация всех верующих на одном – на создании сильного и мощного социально-экономического государства.

- То есть должны быть не только основы православной культуры, но и история культур, история религий?

- Абсолютно. Они должны знать историю культуры, религии, знать хорошо, не извращенно.

Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе

- Этот конфуз к России не имеет никакого отношения. Это сугубо внутреннее дело греческой церкви. Вообще, греческие иконы – это старовизантийский стиль, там вообще никого невозможно узнать. Они, в отличие от Русской православной церкви не модернизируют лики святых. Поэтому, думаю, это провокация. Может быть, в каких-то отдельных чертах схожи.

В Греции коммунистическая партия занимает очень сильные позиции, в том числе среди верующих. Она представлена в правительстве, она пользуется значительным уважением во всех слоях общества. Я думаю, этого она бы не допустила. Я это исключаю.

Мне не известны какие-то особые претензии между церковью и коммунистами. Я допускаю, что в отдельных регионах может быть недопонимание, но думаю, что во многом наши цели и задачи близки. Жизнь граждан должна быть лучше, достойнее, нравственность должна подниматься, не должно быть растления людей, должен быть здоровый образ жизни, тут у нас близки позиции. Не должно быть развития церквей, которые насаждаются из-за рубежа, нетрадиционных конфессий.

- Как КПРФ намерено в дальнейшем выстраивать свою линию поведения в отношении православной церкви? И как вы прокомментируете попытки убрать из школьного курса теорию Дарвина?

- Вы знаете, это по принципу: заставь кого-то – он лоб расшибет. Я считаю, что отношение к Дарвину, это отношение к науке. А к науке относиться со средневековыми мерками. Суды против Дарвина уже 100 лет идут, но ни к чему не приводили, кроме искажения всей науки. Возьмите даже нобелевских лауреатов в области естествознания, никто из них теорию Дарвина не опровергает. То же самое и по поводу православной культуры в школах: мы считаем, что это вполне возможно будет, но это должно быть на факультативных началах, потому что у нас в школах дети из различных семей, с различным вероисповеданием, и у них должно быть право выбора.

Валерий Рашкин, член фракции КПРФ в Госдуме

- Действительно, мы приняли решение на съезде, что по вере, по убеждению мы не только не преследуем, но считаем, что это внутреннее дело каждого человека. Мы терпимо относимся ко всем вероисповеданиям, в нашей партии и православные, и мусульмане, и буддисты. Отношение членов партии к ним нормальное, нет никакого антагонизма и споров в этом отношении. Давно установился нормальный климат в рядах компартии, как атеисты относятся к верующим, так и верующие к атеистам, никакой вражды нет.

Мы бы считали, что поднимать этот вопрос, том числе, если как вы сказали, это есть в Греции, нет необходимости, надо к этому сейчас отнестись спокойно. Есть более глобальные проблемы, касающиеся строительства общества социальной справедливости. Сегодня идет наступление классического капитализма, правящего класса буржуазии на права трудящихся и интеллигенции. Это более весомый, более жесткий и опасный для человечества процесс, чем споры между верующими и атеистами.

Мы же не спорим о Библии, о том, есть ли Бог или нет, нам этого не надо. А вот вопросы в регионах по передаче земли, либо строения или сооружения... например, в центре Саратова есть стадион "Динамо". До 1917 года там стояла церковь и сейчас поднимается вопрос о том, чтобы стадион убрать. А ведь это самое посещаемое нашими детьми место. И в вопросах собственности у нас есть свое мнение: нельзя передавать имеющиеся стадионы, разорять, ломать их для того, чтобы строить там те сооружения, которые были до сноса.

Игорь Кулагин