Политика

Политический армагеддон: кто душит свободу слова в России?

Над Москвой пролетела тень Бориса Березовского. Рядом, в окружении нефтедолларов парила тень Леонида Невзлина. Где-то под ними, под вспышками фотокамер сплелись в безудержном танце тени экс-президента СССР Михаила Горбачёва и правозащитника Льва Пономарёва, где-то рядом мелькали красно-черные стрелы национал-большевистской партии - в Москву пришёл Всемирный газетный форум.

В его работе приняли участие около двух тысяч представителей СМИ из 110 стран мира. Уже сам по себе факт, что в стране, где ещё совсем недавно господствовала тотальная цензура, смогли собраться вместе редактора ведущих мировых изданий, говорит о многом. И даже то, что первый президент СССР Михаил Горбачёв стал акционером одного из самых популярных российских изданий - "Новой газеты", известной своей нетерпимостью в отношении правящего режима, говорит о многом. Советский президент до того обрадовался заключению выгодной сделки, что позволил себе немного самокритики, отметив, что во время его правления свободы слова было гораздо меньше. И вот эта самая пресловутая свобода слова и стала яблоком раздора. Те, кто не смог попасть на Форум в Манеже, устроили свой антифорум на подходах к месту проведения основного мероприятия.

Роль рупора гласности в этот раз выпало исполнять лидеру движения "За права человека" Льву Пономарёву. По всем законам пиар-деятельности ему светил невиданный успех. Но известный правозащитник умудрился сделать всё, чтобы провалить мероприятие.

Арт-обстрел, впрочем, был проведен по всем правилам политтехнологического искусства. Для привлечения внимания, правозащитник пустился на маленькую хитрость, анонсировав акцию, как флэш-моб. По замыслу Пономарёва, люди с заклееными скотчем ртами, символизируя цензуру СМИ в России, должны бродить вокруг торгового комплекса "Охотный ряд", а потом пройти кругами по Манежу, держа руки за спиной, как заключенные. Домашнюю заготовку поддержали ряд интернет-изданий и радиостанций ("Эхо Москвы", радио "Свобода"), так что аншлаг предполагался. И вот тут-то Лев Пономарёв совершил два грубейших промаха.

Во-первых, не совсем понятно, почему акцию было решено назвать флэш-мобом. Ещё не было ещё ни одного случая, когда на флэш-моб зазывали через рекламу в СМИ. Естественно, что о проведении "неожиданной" акции узнали все. Так что на Манежной площади участников "мгновенного столпотворения" уже ждали сотрудники милиции и металлические ограждения по всему периметру прилегающей к Манежу площади. Да и, забегая вперёд, во время своей акции Лев Пономарёв, вопреки правилам проведения флэш-моба ничего не говорить, активно раздавал интервью.

Flash mob - (англ). - мгновенное столпотворение, собрание большой группы людей в заранее определённом месте и в заданное время. При этом участники акции в течение короткого периода времени выполняют какие-либо действия не преследующие никаких политических, коммерческих или рекламных целей, единственная цель - поднять настроение себе и озадачить других людей, после чего разойтись так же неожиданно как и собрались.

И вот тут-то Лев Пономарёв совершил вторую, ещё более грубую ошибку, приняв решение провести акцию в другом месте. Несколько журналистов, которые всё же удалось найти Льва Пономарёва сотоварищи, смогли лицезреть пять-шесть человек, которые, согласно принятому накануне плану, прогуливались на небольшом пятачке у здания журналистского факультета МГУ, что расположен на Моховой улице, как раз напротив Манежа. Кроме того, им удалось получить эксклюзивный комментарий от правозащитника, объясняющего провал акции тем, что о ней было... слишком поздно сообщено и она проводилась в рабочее время.

Но почему-то Лев Александрович так и не смог прокомментировать, что в это самое время, пока он с шестью соратниками противодействовал на Моховой, на Манежной площади его ждали пришедшие на акцию москвичи и несколько десятков журналистов. И быть бы правозащитнику битым или, подобно не явившейся на политические дебаты Ксюше Собчак, подвергнуться общественному порицанию, но, на его счастье, флэш-моб всё же состоялся. Главными героями разыгравшейся антрепризы стали активисты молодёжных движения "Наши" и "Молодая гвардия", а также случайные прохожие.

Поначалу, пришедшие пораньше журналисты, заметно нервничали, не обнаружив на месте предполагаемых событий героев будущих репортажей. Но на ловца, как известно, и зверь бежит. А потому появление на горизонте забавного старичка с белым платочком зажатым в зубах, было воспринято как дар небес. А спустя несколько минут подарки судьбы посыпались как из рога изобилия. Внезапно материализовавшиеся из ниоткуда два политических брата-акробата - всем известный предприниматель Борис Березовский и гораздо сложнее идентифицируемый среднестатистическим россиянином один из руководителей ЮКОСа Леонид Невзлин, - вызвали небывалый ажиотаж. Люди в масках российских олигархов, окружённые плотным кольцом фоторепортёров, вертелись вокруг своей оси как волчки, предоставляя представителям СМИ выбрать для фотоснимка наиболее удобный ракурс. Поскольку количество журналистов превышало все допустимые нормы, то некоторым папарацци приходилось подпрыгивать над толпой и, зависая в воздухе, ловить удачный кадр. Их более находчивые коллеги взбирались на плечи напарников.

"Борис Абрамович" и "Леонид Борисович", засвидетельствовав своё почтение рядовым защитницам свободы слова, попрощались с публикой, а на представителей "подцензурных" СМИ, с тоской провожающих "олигархов" взглядами, снизошла новая волна откровения, когда они увидели с десяток молодых людей, тоже пожелавших выразить своё отношение к цензуре в СМИ. Правда, марлевых повязок у них не оказалось, поэтому в качестве адекватного заменителя марли ребята избрали американские доллары. Зелёные бумажки с американским президентом оказались, разумеется, фальшивыми, что, впрочем, не помешало "молодгвардейцам" наглядно проиллюстрировать, что либеральные СМИ целиком и полностью зависимы от денег олигархов, стало быть их рот должен быть заклеен долларами, а не цензурой. "Сколько свободы им ни дай, бесплатно они и слова не скажут", - уже после акции заявил один из "молодогвардейцев".

Завершилась акция традиционно. Кто-то умчался в редакцию писать репортаж, кто-то вылавливал эксклюзивных флэшмоберов из числа запоздавших пенсионеров, кто-то продолжал спорить о вечном, то бишь о свободе слова.

Вместо послесловия.

Армагеддон. В достовном переводе: поле битвы. Последней битвы на исходе времён, когда каждый должен определиться с кем ему идти, на чьей стороне выступать. Так что если в качестве армагеддона представить "свободу СМИ", то эту битву демократические силы уже проиграли. Обычно, в решающий момент все объединяются перед общей опасностью. Сейчас получилось, что то ли опасности никакой нет, то ли одно из двух. На акцию, о которой вне всякого сомнения знали все, кто хоть раз участвовал в подобных мероприятиях. Но никто не пришёл поддержать правозащитников. Даже те сто человек, на которых рассчитывал Пономарёв, в масштабах мегаполиса - меньше чем капля в море. Отечественная оппозиция очень ревниво относится к чужакам, посещающим их мероприятия, даже если эти самые чужаки целиком и полностью разделют их лозунги. Логика следующая: приходите, но только без своей символики. Это примерно то же самое, как если бы человек, голосуя за того или иного кандидата, вместо своей подписи ставил крестик. То ли у организаторов просыпается боязнь, что "незваные гости" поведут себя по-хозяйски (как, кстати, зачастую и получается), то ли просто факт наличия гостей не допускается в целях защиты "авторских прав". Так или иначе, но в этом случае, демократические силы становятся всего лишь обычными коммерческими предприятиями, мило беседующих о гражданских правах и свободах на светских раутах, но готовых при случае подтолкнуть своего недавнего приятеля в пропасть, чтобы занять его площадку.

Игорь Кулагин