Политика

Взгляд полицая: готовы служить!

Главная тема либеральных СМИ в среду - встреча Барака Обамы с представителями оппозиции. Разочарованные в возможности обрести легитимность и политический вес на фоне российских политиков, «несогласные» счастливы зафиксировать свой визит к президенту США. Они рвались на эту встречу. За пару недель до визита Борис Немцов уверял, что президенту США просто необходимо встретиться в Москве с оппозиционными политиками. Счастье привалило, президент иностранной державы выслушал жалобы «несогласных».

Понимают ли представители «несистемной» оппозиции что творят - вопрос открытый. Видимо, все-таки понимают. Недаром сопредседатель движения «Солидарность» Борис Немцов незадолго до встречи в Москве сменил тон своих заявлений. «Со стратегической точки зрения очень важно, чтобы президент США встретился с оппозицией», - говорил ранее Немцов.

«Если Белый дом согласится с предложением Путина говорить только с пропутинскими организациями... это будет означать, что Путин победил, но не только это: Путин уверится, что Обама слаб», - подстегивал оппозиционер американский истеблишмент, выступая в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке.

«Отказ от встречи с оппозицией будет означать, что Обама слабый президент», - говорил он еще совсем недавно. И вот, накануне встречи, прозвучало: «Для нас же, оппозиционеров, встреча с Обамой не является принципиально важной, так как наши взаимоотношения с властью - это внутреннее дело России, и заграница здесь нам не поможет».

И рассказывая о встрече с президентом США на страницах «Ежедневного журнала» Немцов подчеркивает: «Я говорил о том, что, к сожалению, у нынешней российской власти и американской администрации нет общих ценностей, что для Обамы главное - свобода и конкуренция, а для Путина - цензура и монополия... Говорил я и о том, что, конечно, задача демократизации России - наша задача, а не Обамы, и мы не ждем от Обамы никаких действий...»

Встреча, одним словом, была нужнее президенту США, чем самим российским оппозиционерам. Восхитительный подход, учитывая, что в минувшее воскресенье на конференции «Россия после Путина» сам Немцов обмолвился о «несогласных»: «Не только в мире, но и в России люди понятия не имеют о существовании оппозиции».

Ситуацию легко поставить с ног на голову: вот уже сам Обама заинтересован выслушать оппозиционеров, которые милостиво излагают ему свой анализ политической ситуации в стране.

На встрече, однако, присутствовал депутат Госдумы Илья Пономарев, который вел прямой репортаж о мероприятии в своем микро-блоге. Вот его сообщения: «Рыжков говорит о гражданском диалоге». «Каспаров рассказывает о радикальной оппозиции. Объясняет суть нынешней политической системы». «Гозман говорит, что США должны вмешиваться в восстановление демократии в России. Говорит, что мы не особенные, у нас должна быть такая же система, как и везде в мире». «Немцов рассказывает о Путине и общих ценностях. Говорит, что реальная «перезагрузка» произойдет только после возвращения России к демократии».

Сразу после встречи с Обамой Борис Немцов и Владимир Рыжков посетили радиостанцию «Свобода», где по горячим следам поделились своими впечатлениями.

Владимир Рыжков: «По-моему, мы подняли все самые острые вопросы с демократией и правами человека в нашей стране. Речь шла и о втором деле ЮКОСа, и о свободе слова, и об отсутствии свободных выборов, и о невозможности зарегистрировать оппозиционную партию, и о разгонах митингов. Гарри Каспаров передал Бараку Обаме список политических заключенных в нашей стране. Так что я полагаю, что у президента Обамы после нашей встречи - и сегодняшних встреч в целом - должно было сложиться абсолютно адекватное представление о том, что такое «суверенная демократия», какими цветами она цветет».

Отвечая на вопрос, касались ли на встреча «дела Ходорковского», Рыжков отмечает: «Борис Немцов говорил. По-моему, Гарри Каспаров упоминал. Эта тема звучала очень активно. Более того, Бараку Обаме напомнили знаменитую резолюцию, которую он вносил вместе с Байденом и Маккейном в 2005 году на этот счет. И видно было, что он отлично помнит этот сюжет, отлично знает эту тему».

Владимир Рыжков вспоминает о резолюции сената США, в которой отправка Ходорковского и Лебедева в «сибирские лагеря» (в колонии в Читу и на Ямал) названа «возвратом к худшей практике и нарушениям советской эры», а «система уголовного правосудия России не обеспечила Ходорковскому и Лебедеву честное, прозрачное и беспристрастное обращение в соответствии с законами РФ».

Даже вполне лояльные к США эксперты отмечали, что подобные заявления выходят за рамки дипломатии, а подход является явным вмешательством во внутренние дела РФ.

«Мы считаем, - резюмировал по итогам встречи Борис Немцов, - что Америка как сверхдержава - и президент Обама как действительно мирового уровня лидер - во-первых, должны знать, в каком состоянии находится Россия... А во-вторых, контакты, которые у нас должны быть с Америкой, надо укреплять... Кстати, Обама в конце, когда подводил итоги, сказал, что «мы действительно собираемся очень большое внимание уделить усилению гражданского взаимодействия и гражданского обмена».

Нет, «несистемная» оппозиция побежала к Обаме именно жаловаться. Плакаться на то, как их «обижают», о своих проблемах рассказать, и «укрепить контакты». Читай: лично представиться новому «лидеру мирового уровня», как корректно выражаются российские «оранжевые». «Это была встреча демократа с демократами», - гордо говорит по ее итогам Рыжков. И становится ясно, на что делает ставку российская «несистемная» оппозиция.

Это и есть взгляд полицая на собственную страну, которая не удовлетворила амбиций «настоящих демократов», отторгла их. «Несогласные» преданно заглянули в глаза американскому лидеру: «Контакты, которые у нас должны быть с Америкой, надо укреплять...»
«Мы не особенные, у нас должна быть такая же система, как и везде в мире». Готовы служить.