Политика

Свадьба и похороны "Другой России"

Приближающаяся годовщина учреждения "Другой России" стала первой и последней вехой в истории этой так называемой оппозиционной коалиции. Пышная свадебка, сыгранная в июле 2006 года в отеле "Ренессанс-Москва", обернулась классическими семейными скандалами и последующим разводом с летальным исходом и соответствующими случаю похоронными церемониями.

Летом прошлого года они излучали оптимизм, гордились проявленным к ним вниманием со стороны важных иностранных персон и многочисленных СМИ, раздувались от счастья, описывая всю широту своей коалиции, и заявляли о том, что скоро, очень скоро станут единственным мощным оппозиционным движением в России, способным выдвинуть единого кандидата и бороться за власть. Да и кандидат на тот момент уже был - бывший премьер-министр Михаил Касьянов. Была и личная гвардия типа ЧОП - Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова, взявшая на себя самую грузную и непривлекательную работу. Была и мощная поддержка правозащитных структур, увидевших в "Другой России" таран для пробития бреши в системе действующей российской власти. Но отгремели праздничные фанфары и новобрачные встали перед извечной как мир проблемой - как распределять обязанности в семье?

Для начала в сторону отодвинули правозащитную секцию, создав так называемое Политическое совещание "Другой России". Правозащитники особо не сопротивлялись, справедливо решив, что не их дело лезть в пекло акций прямого действия и довольствовались ролью бесплатных адвокатов, занятых процедурой исключительно интеллектуальной - написанием политической программы оппозиционной коалиции.

Разумеется, что делать никто ничего не хотел, а получать подарки от богатых зарубежных спонсоров, рассматривающих "Другую Россию" в качестве инструмента для дестабилизации социально-политической обстановки в стране, хотелось всем и каждому. Тот факт, что широкое представительство иностранных послов на конференции "Другой России", едва ли не напрямую заявлявших о выделении финансовой помощи "другороссам", свидетельствуют о прямом вмешательстве зарубежных держав во внутренние дела России, а, учитывая, лозунги оппозиционеров, являют собой попытку организации государственного переворота, также никого не смущал.

Но эйфория прошла достаточно быстро. Присутствие в составе коалиции маргинальных национал-большевика Лимонова с его фирменным "Сталин-Берия-ГУЛаг" и сталиниста Анпилова изрядно смущало правозащитников и большинство либерально настроенных участников коалиции. По словам депутата Госдумы Николая Леонова, союз Лимонова с Каспаровым и Касьяновым больше всего напоминал "брак таракана с мокрицей". "Они несовместимы по своим идеологиям, и это уже само по себе внушает полнейшее недоумение", - подчёркивал депутат.

Но если Анпилов, впоследствии понявший, что ошибся спасательной шлюпкой, тактично удалился, Лимонов был настроен использовать представившейся ему шанс на все 100%. Смирив гордыню и уверяя в своём полном уважении и почтении как Михаила Касьянова, так и фактического руководителя организацией (по крайней мере, таковым на тот момент он себя считал) Гарри Каспарова, лидер нацболов сделался незаменимой, ключевой фигурой в организации всех без исключения акций "Другой России". И если тот же Касьянов крайне неловко чувствовал себя на одной трибуне с опустившимся писателем, то последний упивался своим новым положением равного по статусу с пусть и бывшим, но вторым человеком в государстве.

Чрезмерная активность Лимонова привела к тому, что коалицию стали покидать многие мелкие, преимущественно молодёжные организации, такие как, к примеру, "Оборона". Сам же лидер нацболов занимал весьма выгодную позицию сверху, то покусывая, то покрывая поцелуями руки своих хозяев. С одной стороны он обличает Каспарова за его недальновидный поступок с выдвижением нескольких кандидатов от оппозиции в противовес Касьянову, с другой - продолжает, вопреки заявлениям Касьянова, принимать участие в "маршах несогласных" и более того, самостоятельно организует ряд акций в регионах. В конце концов ничего уже не понимающие бывшие соратники начинают битву на сковородках.

Михаил Касьянов за несколько дней до прошедшей 7 и 8 июля второй конференции "Другой России" выступает с шокирующим заявлением, в котором утверждает, что "политическая коалиция "Другая Россия" выполнила свою миссию", а осенью, когда наступает "новый, решающий этап политической борьбы", участникам проекта "в отношении этого этапа достигнуть консенсуса не удалось". Иначе говоря, объявляет о закрытии организации. Очевидно, что получивший карт-бланш от американских политических кругов Касьянов, пообещавший в случае успеха предоставить иностранцам контроль над энергетическими ресурсами России, более не нуждается в экстремистски настроенных Лимонове с Каспаровым. Но Каспарова, у которого ещё сохраняется иллюзия контроля над оппозиционной коалицией, состоящей по сути дела из одних членов ликвидированного НБП, ожидает новый удар - Лимонов объявляет о создании политической партии с одноимённым названием, предлагая сформировать список из 450 кандидатов от "Другой России" на выборах в Госдумы, основу которого составят, конечно же, нацболы.

То, что Каспарову не место в новой структуре, Лимонов дал понять своему партнёру весьма недвусмысленным образом. После того, как экс-шахматист устал оправдываться от обвинений в получении денег от беглого российского олигарха Бориса Березовского, последний на весь мир заявляет о том, что он-де финансирует "Другую Россию", но Каспарову, хотя тот и просил у него денег, не даёт ни цента. Зато Эдуард Лимонов на одном из влиятельных либеральных сайтов Грани.Ру выступает с заявлением о... реабилитации Березовского, который может оказаться очень полезным российским оппозиционерам и вообще не раз помогал деньгами Лимонову. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: Березовский готов финансировать Лимонова, но не Каспарова. Ясно и то, что Березовскому нужна не субтильная партия интеллигентов, а боевой отряд из оказавшихся на дне жизни маргиналов и заболевших подвальной романтикой революции подростков, а потому готовых на какие угодно поступки.

А за день до начала конференции свою долю дёгтя внесли правозащитники, официально отмежевавшиеся "Другой России". "...мы не можем принять участие в мероприятии, которое мыслилось как коалиционное, но ставшее сепаратным. Поэтому мы заявляем, что в таком мероприятии мы не будем участвовать", - говорится в заявлении, подписанном председателем Московской Хельсинской группы Людмилой Алексеевой и президентом фонда ИНДЕМ Георгием Сатаровым. Правозащитник Лев Пономарёв, вроде бы рассказавший о своей готовности принять участие в конференции, но только в качестве простого гостя, а не участника коалиции, скорее всего присоединится к коллегам.

Но бесславный конец "Другой России" не означает того, что оппозиция смирилась с поражением. Ещё не до конца исчерпали свои финансовые и людские ресурсы Березовский с Лимоновым. Западные правительства, поняв свою ошибку, выбрали новую тактику, сделав ставку на появляющиеся движения так называемого патриотического толка, специализирующиеся на организации межнациональных конфликтов. Первой и довольно успешной попыткой создания подобной структуры стало опекаемое политтехнологом Станиславом Белковским ДПНИ, сейчас же на очереди ещё один проект известного политтехнолога под названием "Народ". Не исключено, что появятся и другие "националистические" движения, подкармливаемые и направляемые опытной рукой западных кукловодов. До тех пор, пока Россия не погрузится в пучину хаоса.

Арсений Трифонов