Политика

"Другой" бизнес Гарри Каспарова

По самым скромным подсчётам, организация одного "Марша несогласных" в среднем обходится "Другой России" в сумму порядка 10 тысяч долларов США. На содержание аппарата непосредственно самой "Другой России", "Объединённого гражданского фронта", сайтов оппозиции и т.п. может уходить ещё не менее 50 тысяч долларов в месяц. Возникают у оппозиции и иные потребности - например, участие адвокатов в судебных процессах, - также требующие финансовых вложений.

После проведения "марша несогласных" в Самаре появились слухи о финансировании оппозиции самарским бизнесом. В частности, говорилось о том, что местный бизнес через общественные организации потратит на реализацию оппозиционной программы диктатуры демократии в Приволжском федеральном округе и соседних регионах около 20 млн. долларов. При этом часть средств якобы выделит опальный бизнесмен Борис Березовский.

Версия с финансированием оппозиционных движений в России Борисом Березовским возникала не раз и была подтверждена в многочисленных интервью самим опальным олигархом. Yoki.ru уже писали о схемах, с помощью которых Березовскому удаётся переправлять деньги в Россию. Если быть более точным, то эти деньги не столько переправлялись, сколько перераспределялись из бюджетов подконтрольных Березовскому российских компаний. Как рассказал экс-глава личной спецслужбы Березовского Сергей Соколов, Березовский создал компанию "Северный страховой альянс", который сейчас страхует фирмы с большим количеством сотрудников, в том числе агентство воздушных сообщений "Ист-лайн", сети фитнесс-клубов "World-Class", сети ресторанов "Ёлки-палки" и др. "Суть в том, что они выдают зарплату на карточки сотрудникам, - рассказывает действие "серой" схемы Сергей Соколов. - Люди, которые работают непосредственно на предприятиях, подписывают страховые полисы на страхование своей жизни. Но эту сумму они разбивают на 12 месяцев. Каждый месяц они получают по карточке якобы взносы от страхового полиса, но это является их зарплатой. То есть иными словами им через страховую схему платят зарплаты, и не платят налоги". Практикуются и иные операции, как, например, перевод наличности через подставные компании в офшорных зонах. Как итог, российский бизнес Бориса Березовского даёт ему ежемесячный доход порядка 50-60 миллионов долларов.

Что касается лидеров "Другой России", то за редким исключением их трудно назвать нуждающимися людьми. Например, кандидат в президенты от Народно-демократического союза Михаил Касьянов ещё за время премьерства обеспечил будущее себе и своим внукам. Впрочем, Касьянов, по отзывам своих соратников, довольно скуп и не тратит доходы от собственного бизнеса на нужды оппозиции, предпочитая дожидаться траншей от зарубежных спонсоров. И напротив, активно соперничающий с Касьяновым за лидерство в "Другой России" экс-шахматист Гарри Каспаров, понимая, что кто платит деньги, тот и заказывает музыку, пускается в многочисленные и небезуспешные афёры.

Завязавший с шахматным бизнесом экс-чемпион, не раз заявлял о том, что "не рекомендует" западным бизнесменам инвестировать в Россию. При этом, подразумевалось следующее: вести в России бизнес страшно и опасно, если этого не делать с Гарри Каспаровым.

Магниевый браслет

В середине 1990-х годов основал и возглавил компанию "Каспаров-консалтинг" со штаб-квартирой в Лондоне, консультировавшую западных инвесторов и организовывавшую чартерные грузовые авиаперевозки. А в 1996 вместе со своим другом, чемпионом мира по быстрым шахматам, гражданином США Максом Длуги Каспаров учредил инвестиционный фонд Russia Growth Fund (RGF), ставшего держателем контрольного пакета (50,42%) ОАО "Соликамский магниевый завод".

"Наша основная цель - включить завод в мировой рынок металлов, - рассказывал газете "Ведомости" Гарри Каспаров. - Сейчас Соликамск от него фактически изолирован". Но "включение в мировой рынок" происходило очень специфично и закончилось тем, что прокуратура Пермской области возбудила уголовное дело против председателя совета директоров ОАО "Соликамский магниевый завод" (СМЗ) Макса Длуги, обвиняемого в покушении на хищение средств СМЗ в размере 9 млн долларов и растрате представительского фонда предприятия на сумму 50 тыс. рублей. Американец попытался было выехать из страны, но в конце апреля 2005 года был задержан в аэропорту Шереметьево и этапирован в Пермский СИЗО. А вслед за незадачливым американцем в поле зрения прокуратуры попали и остальные топ-менеджеры предприятия, подозреваемые в нанесении заводу ущерба на несколько миллионов рублей.

Кстати, после соликамского скандала "Russia Growth Fund" загадочным образом исчезла, зато появился её клон - Russia New Growth Fund, основная деятельность которого направлена на... привлечение инвестиций в уставный капитал компаний среднего размера, находящихся в странах бывшего СССР.

Мошенник-дженльтмен

Не брезговал Каспаров и пощипывать "джентльменский" западный бизнес, действую по принципу, описанному в одном из анекдотов про Василия Ивановича Чапаева, который обыграл в карты английских джентльменов. Сидят играют... Василий Иваныч обращает внимание, что после раздачи некоторые не открывая карт, говорят - "Очко" и снимают банк. Василий Иваныч возмущается, а ему говорят, что тут джентльменам верят на слово. "Вот тут-то мне, Петька, - говорит Чапаев. - масть и попёрла".

В начале 2003 года израильский First International Bank of Israel (FIBI) подал иск в суд американского штата Делавэр с требованием вернуть предоставленный в 1998 году компании Kasparov Chess Online Inc. кредит в размере 1,6 млн. долларов. Интернет-страница www.kasparovchess.com задумывалась как крупнейший ресурс, зарабатывающий на сервисах для любителей шахмат со всего мира. Каспаров рассчитывал, что инвестором портала будет компания IBM. Это стало бы естественным продолжением матча чемпиона с компьютером Deep Blue производства IBM. Но после поражения Каспаров обвинил создателей Deep Blue в несоблюдении правил игры, и партнерство не состоялось. Тогда поисками инвестора занялся израильский программист Шай Бушинский, отвечавший за технологическую основу проекта. Именно ему удалось заинтересовать израильский холдинг Poalim Electronic Communications, одной из структур которого является FIBI. Суммарные инвестиции в проект составили около 9 млн. долларов. Гарантией возврата денег должна была стать передача банку акций компании, обеспечивающей функционирование шахматного интернет-портала.

Однако в конце 2002 года вебсайт прекратил свое существование, а сам гроссмейстер покинул интернет-проект. После этого FIBI потребовал в суде американского штата, где была зарегистрирована компания (Делавэр прельстил Kasparov Chess Online Inc. налоговыми льготами), отменить решение о закрытии страницы в Сети, а также запретить Каспарову создание сайтов-конкурентов. Но требования израильской стороны по части восстановления сайта суд отверг. По словам экс-главы московского офиса Kasparov Chess Online Inc. Дениса Билунова, "право пользования доменом осталось за Каспаровым", поскольку "юристы израильской стороны должны были доказать свои обвинения". В общем, дело спустилось на тормозах.

Сегодня Гарри Каспарову деньги нужны как никогда. Конфликт с Михаилом Касьяновым, закончившийся тем, что именно последнему было доверено распределять финансовые потоки из Госдепа США, поставили Каспарова в сложное положение - у Бориса Березовского в России имеются собственные кассиры, чётко контролирующие расход поступающих средств, а юкосовский казначей Леонид Невзлин чутко прислушивается к мнению американцев и либо сократит, либо ужесточит контроль над расходом выделяемых средств. В этом случае Каспарову, если он хочет сохранить власть в "Другой России" и создаваемой им медиа-империи интернет-ресурсов, необходимы свободные финансы, которые он может получить, используя только собственный ум и сообразительность, которые его уже неоднократно выручали. А значит российский и мировой бизнес в ближайшее время может потрясти ещё не один скандал.