Политика

Мережко войдет в энциклопедию Майдана

С 17 по 25 сентября в Анапе пройдет очередной фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок». На этот раз он будет юбилейным – пятнадцатым.

В числе конкурсных показов особого внимания заслуживает дебютная картина молодого украинского режиссера Алана Бадоева «Оранжлав» ( «ORANGELOVE» ) , которая уже успела стать чуть ли не культовым фильмом героев Майдана. Более того, эта работа удачно была представлена на каннском кинорынке, а также заняла достойное место в видеоколлекциях политического бомонда Незалежной и их единомышленников во многих странах, включая СНГ. Кстати, в этом фильме снялся популярный российский актер Алексей Чадов.

Рассказать о картине и ее политических перспективах сайт Yoki.Ru попросил одного из идеологов и участников Майдана – российского политика Ивана Старикова. К тому же, оказалось, что он – давнишний друг президента фестиваля Виктора Мережко. И, в свое время, даже сумел в прямом смысле спасти «Киношок».

Сейчас ближайший соратник Касьянова готовится к работе над «Оранжевой энциклопедией», куда войдет не только описание событий Майдана, но и всего того, что связано с «оранжевой» идеологий и культурой. Естественно, там найдется место фильму «Оранжлав» и тем, кто помогал в продвижении этой картины.

Иван Стариков, член Политсовета Российского народно-демократического союза:

Я являюсь давним поклонником и другом Виктора Ивановича Мережко и Ирины Викторовны Шевчук, которых смело можно назвать двумя главными моторами «Киношока».

В свое время и я приложил руку к этому фестивалю – когда работал замминистра сельского хозяйства. В середине 90-х годов, когда было совсем тяжело, Виктор и Ирина пришли ко мне с подачи Бориса Алексеевича Хмельницкого и сказали о своей проблеме. Оказалось, что им дали самолет для перевозки участников в Анапу, а вот топлива не выделили. Денег для покупки керосина у них не было.

Я обратился к одному из своих земляков, который тогда работал первым заместителем министра топлива и энергетики, и напрямую сказал, что есть два прекрасных актера, которые просят помочь. «Пусть приходят» – был дан ответ. Мережко и Шевчук пошли к этому человеку и получили керосин, что позволило им заправить самолет и еще на этом заработать.

В одном из «Киношоков» я участвовал. В отличие от пафосного «Кинотавра», он мне очень нравится. «Киношок» – он более цепляет в интеллектуальном плане. Он не столь роскошный, но там есть такая вещь, которую чувствуют думающие люди: там витает атмосфера свободного рассуждения. Я очень рад, что «Киношок» и сейчас не потерял своих славных традиций – тем более, что я к этому приложил свою руку.

Буду счастлив, если и в этот раз мне удастся вырвался туда, хотя бы на денечек – для того, чтобы пообщаться с этими уважаемыми актерами. Приветствую, что в программу «Киношока» включен замечательный фильм «ОРАНЖЛАВ» (« ORANGELOVE » – «Оранжевая любовь»).

Я глубоко убежден, что те события, которые два года назад произошли на Украине, поменяли ход европейской истории. Впервые на постсоветском пространстве победила не партия власти, а победила оппозиция. То есть у Украины есть будущее.

Рад что и в России есть реальная оппозиция, разделяющая оранжевую идеологию. В том числе и в органах власти. А это значит, что в России есть реальный политический процесс. Думаю, что те чиновники, которые пропустили к показу «ОРАНЖЛАВ», или закрыли на это глаза, – это настоящие чиновники, которые не видят государственные должности исключительно как место собственного кормления и набивания кармана. Они считают, что у них есть еще и обязанность выполнять госфункции.

Бытует мнение, нынешнее российское чиновничество монолитное единообразное. Но так только кажется на первый взгляд. Я встречаюсь с очень многими людьми (все-таки шесть лет проработал заместителем министра!) и в частных разговорах слышу о готовности поддержать Касьянова. Это так называемые латентные сторонники лидера РНДС. Полагаю, что, в том числе и благодаря им, в нашей стране должны начаться преобразования, аналогичные украинским. Вопреки официальной пропаганде и о том, что на Украине случилось нечто страшное.

Про российских чиновников, которые допустили к показу на открытом фестивале стран СНГ и Балтии (что особо показательно!) фильм «ОРАНЖЛАВ», хочу сказать, что они искренне переживают за будущее России. Они прочувствовали, что рядом с политикой существует простая человеческая жизнь, есть тесное переплетение политических катаклизмов и человеческих судеб, страстей, человеческой любви. Они поняли, что, в конечном итоге, фильм «ОРАНЖЛАВ» – это скрытая форма протеста против той свинцовой плиты, под которой сегодня оказалось российское общество

Демонстрация этой картины на официальном мероприятии, финансируемом в том числе и за счет российского госбюджета, является показательным шагом. Это важный шаг, который означает, что таким неформальным образом – культурологическим, Россия признает легитимность революции на Украине.

На фестивале, полагаю, будут присутствовать представители Белоруссии, в том числе и молодежь. Им особенно полезно будет посмотреть «Оранжевую любовь». Таким образом, украинская свобода через Россию и фестиваль «Киношок» будет транслирована в Белоруссию. Собственно, показ фильма важен и для граждан других государств бывшего СССР. Думаю, фильм будет растиражирован на DVD и видеокассетах, а это откроет ему дорогу на просторы широкой аудитории СНГ.

Авторы фильма показали, что именно на Майдане, в условиях революционного порыва, возможен яркий всплеск настоящей любви. Дух свободы окрыляет светлые человеческий чувства. «ОРАНЖЛАВ» - это замечательное произведение киноискусства для воспитания молодежи.

Во время тех дней, которые я сам провел на Майдане, мне посчастливилось познакомился с одним киевлянином - Михаилом. Мы сдружились, и он пригласил меня к себе на день рождения. Они с супругой (примерно мои ровесники, для каждого из них это второй брак) были на Майдане, ходили в оранжевых шарфиках и шапочках. С ними еще была еще их трехлетняя дочка Машенька. Так вот. Когда я пришел к ним домой, девочка стояла в углу. В честь моего прихода ее простили, но она не двинулась с места.

После некоторых апелляций папы к дочери вдруг эта Маша стала скандировать: « Разом нас богато, нас не подолаты » («Вместе нас много и нас не победить»). И дальше стала выкрикивать: «Свободу не победить! Свободу не победить!..». Маленький ребенок, три годика. И ведь абсолютно не понимает, кто такой Ющенко, кто такой Янукович. Но она вместе с папой-мамой ходила по Майдану и впитала эту квинтэссенцию, эту субстанцию «оранжевой революции».

У меня есть мечта написать книжку о тех событиях. Я даже название уже придумал – «Обыкновенное чудо, или оранжевая энциклопедия». Впечатлений было много и в последующих моих поездках, которые также найдут свое отражение в этой книге. Напишу и про фильм «Оранжевая любовь», а также про фестиваль «Киношок» и его талантливых организаторов. Ведь людям важно показать, что именно в условиях Майдана, в ощущениях свободы и перемен рождаются самые глубокие человеческие чувства.

Главный герой фильма был избит. Несложно догадаться, что это было сделано противниками революции, точнее – их наймитами. Это историческая правда. В те дни в Киев действительно привезли мнимых «шахтеров» из Донецка. Их было так много, что для этого пришлось задействовать поезда и несколько десятков или даже сот автобусов. Причем, все эти «шахтеры» были подозрительно коротко стрижены – их привезли в виде устрашения: для разгона Майдана. Такие «братки», действительно, могли и ботинки снять с человека – как это показано в картине.

В некоторых действиях прибывших сторонников Януковича отчетливо прослеживался криминальный оттенок. Да и сам Донецк, как известно, имеет криминальную репутацию.

Однако на самом Майдане была высочайшая организация. Не было разбито ни одного стекла. Я не видел пьяных, а если кто-то и появлялся в нетрезвом виде, то его немедленно купировали.

Кстати, были и сцены братания сторонников Ющенко и сторонников Януковича. Когда после отмены результатов второго тура выборов в Киев привезли этих якобы шахтеров, то «оранжевые» выставили ящики с водкой. Была закуска, народ остограмился и начались братания. Есть такой фильм «Оранжевая революция: прорыв к демократии» («Украина: прорыв к демократии» - ред.). Один из его сюжетов: обмотавшись единым украинским флагом, сторонники Януковича и Ющенко идут в обнимку и распевают гимн Украины.

Фильм пассионарный. Думаю, именно поэтому он понравился Тимошенко, потому что Юлия Владимировна – личность пассионарная, самая сильная политическая фигура на Украине. Ей просто не могла не понравится эта картина.

Фильму, конечно же, необходим промоушн. Будет ли западная демократия содействовать продвижению этой картины? Не думаю, что это будет делаться по линии Национального демократического института США (НДИ). Ведь речь идет о деньгах американских налогоплательщиков, а мне известно, насколько жестко регулируются расходы этой организации на подобные гранты. Не берусь говорить конкретно, но я сталкивался с НДИ и видел, что это серьезная бюрократическая структура. Это деньги, которые выделяются американским Конгрессом, и они строго подотчетны. В отличие от России, там чиновник может немедленно лишиться своего поста, если только финансы будут потрачены не по тем направлениям, которые разрешены.

Но «Оранжевая любовь», конечно же, должна найти поддержку для массового распространения. Я лично готов подключиться и возглавить это направление деятельности Российского народно-демократического союза. Ведь фраза Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» до сих пор является актуальной, в первую очередь – в политике.

Российскому актеру Алексею Чадову, сыгравшему главную роль в фильме «Оранжевая любовь», сейчас самое место в молодежной организации РНДС – там собираются именно такие ребята. Полагаю, что так думаю не только я, но и лидер нашего движения Михаил Михайлович Касьянов. Нужно воспитывать в нашей молодежи дух свободы яркими примерами, в том числе и через массовую культуру.