Политика

Оппозиция закрыта, все ушли в Кремль

Что ни день, то открытие. Последние события в СПС породили в оппозиционном стане немало разговоров. Масла в огонь подлили заявления Леонида Гозмана о конструктивном взаимодействии с властью. «Продался», - констатировали «несистемные». «За кабинет в нанотехнологиях», - подтвердили их товарищи. Радость от выхода из партии «всех конструктивных сил» была не долгой. Выяснилось, что продались все, а партия давно, чуть не с создания, была кремлевским проектом. И возглавляли ее «кремлевские агенты», последний из них - Никита Белых.

«Очевидно, - пишет в этой связи Каспаров.Ру, - что с тех пор, как год назад (во время предвыборной кампании в Госдуму-2007) Союз правых сил попробовал отвлечься от любимого занятия - кремлеведения в пользу настоящей оппозиционной работы, лоялисты в партии чувствовали себя неуютно… Теперь все это можно забыть как дурной сон. Ребятам предложили дружить».

Кошмарная, согласитесь, история. Все эти годы, при всех четырех сопредседателях политсовета - Гайдаре, Чубайсе, Немцове и Хакамаде – партия занималась «любимым занятием – кремлеведением». Лишь при Никите Белых ненадолго отвлеклась. И тут же снова объединилась с Кремлем.

«К сожалению, - резюмирует центральный вестник несистемной оппозиции, - Никита Белых согласился остаться в рамках кремлевского поведенческого кодекса, просто передав свою роль другому исполнителю на согласованных условиях. Он предпочел не выходить за рамки сценария».

И с этой партией Каспаров чуть было не объединился! Вообще-то лидер ОГФ, «Другой России» и иных объединений и движений Гарри Кимович в подборе союзников традиционно крайне разборчив. Еще в апреле нынешнего года в статье в «Новой газете» он сформулировал необходимые и достаточные критерии оппозиционности. Уложился в пять пунктов:

1. Реальная оппозиция не может быть представлена в нынешнем парламенте.
2. Реальная оппозиция не может и не имеет морального права о чем-либо договариваться с властью.
3. Реальная оппозиция в настоящее время подвергается чудовищному полицейскому и судебному давлению со стороны власти.
4. Реальную оппозицию вы никогда не увидите на экранах провластных федеральных телеканалов.
5. Реальная оппозиция не участвует в «кремлевских «выборах».

В этой связи не являются оппозиционными, по Каспарову, коммунисты: «КПРФ, в отличие от реальной оппозиции, не подвергается преследованиям и гонениям: членов партии не сажают в тюрьму под надуманным предлогом, не проводят обыски, не изымают агитационные материалы…»

Не является оппозицией и «Яблоко»: «Не следует также считать оппозицией партию «Яблоко». Недавний визит лидера партии Григория Явлинского в Кремль подтверждает его готовность взаимодействовать и сотрудничать с властью…»

Теперь, очевидно, не оппозиционна и СПС. Политическое поле для Каспарова, наконец, очищено. Не совсем, правда, понятно, с кем он собирается в декабре этого года объединяться.

Но даже эти удивительные процессы меркнут по сравнению с открытием, которое совершила на днях постоянный автор Граней.Ру историк Ирина Павлова. Оказывается, знамя либеральной оппозиции, несломленный борец с путинским режимом Михаил Ходорковский тоже пошел на сотрудничество с Кремлем.

«Ходорковский… идет даже дальше, говоря не просто о сотрудничестве, а о праве Кремля диктовать правила игры.., - пишет историк. - Кроме того, он своим именем освящает политику президента Медведева в целом. Он уже одобрил действия российской власти на международной арене, а именно войну на Кавказе. Теперь же, повторяя Медведева буквально, он утверждает, что «борьба с коррупцией в России – это борьба за демократию»…

«Принципиален сам факт очередного включения фактора Ходорковского в кремлевские политтехнологи, - отмечает либеральный автор.

Советский фильм «Повесть о завоеванном счастье» на долгие годы ввел в обиход присказку «Райком закрыт, все ушли на фронт». Впору вешать переработанную по велению времени табличку «все ушли в Кремль» на двери оппозиционных партий и движений. Ситуация вопиющая: ни одна структура в стране не подходит под критерии Гарри Каспарова.

В этом, кстати, тоже Путин виноват. Руководитель гендерной фракции партии «Яблоко» Галина Михалева на каспаровских слушаниях, посвященных грузино-югоосетинскому конфликту, так и заявила. По ее словам, авторитарный режим в России долго не продержится, так как он, как и любой такой режим, не может удержаться без репрессий. Между тем сейчас в стране «нет эффективно управляемого механизма репрессий».

Бардак в стране. Патронов – расстреливать – и то не хватает.

Арсений Степанов