Политика

Марш отсюда!

Казалось бы, ничего не мешало проведения массового мероприятия. Даже погода, традиционно создающая трудности организаторам акций протеста, и та была на стороне лидеров "Другой России". Шутили, что это сам мэр Москвы Лужков специально разогнал облака, чтобы российские оппозиционеры не смогли обвинить московские власти в срыве митинга. Но и это обстоятельство сыграло против хитрого градоначальника. Рассказывают, что аномально тёплая погода в декабре привела к тому, что у многих на огородах поспела петрушка, в результате чего многие москвичи разъехались по дачным участкам.

С миру по нитке

- Да уж, народу мало - сетовала старушка-божий одуванчик, с тоской обводя взглядом своих соратников по борьбе с ненавистным путинским режимом.

- А что вы хотели? - вступила в дискуссию другая. - Информации никакой нет, интернет есть не у всех, а молодёжи это не нужно.

- Не то что не нужно, а просто боятся люди приходить, вон сколько милиции понагнали, - поддержала собеседницу тоскующая старушенция.

- Нет, это власть нас боится, вот и привезла сюда войска и вертолёты! - категорично заявил внимательно слушавший мирную перепалку бабушек мужичок.

Народу действительно было маловато для заявленных 5100 человек. Ещё накануне митинга его организаторы старались уйти от вопроса о том, не боятся ли они штрафов за превышение численности участников мероприятия. Более того, что касьяновцы, что каспаровцы, что лимоновцы изо всех сил скромничали, договорившись до того, что они будут рады и тому, если придёт 150 человек. "Мы же не по заказу всех приводим, это же люди приходят. Поэтому сколько выйдет в Москве людей, предсказать не можем. Конечно, сторонников мы приведем, их может быть 150, но это только непосредственно сторонники, которых обзванивают, сообщают, рассылают", - рассуждал пресс-секретарь Ирины Хакамады Константин Лазарев.

С полутора сотнями г-н Лазарев, конечно, погорячился, но к началу первого дня на Триумфальной площади у памятника советскому поэту Владимиру Маяковскому собралось не более тысячи человек. Правда, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что помимо людей с плакатами и флагами, довольно много сотрудников редакций всевозможных СМИ, создающих, в общем-то, неплохую массовку. Как водится, на марш пришли традиционные завсегдатаи подобных публичных акций, с одинаковым рвением посещающих все митинги и шествия, независимо от их идеологической направленности. Не обошлось, разумеется, и без легендарной личности - Нины Семёновны, участницы всех без исключения митингов и шествий. Про неё и в "Комсомольской правде" писали, и на телевидение приглашали. Правда, рядовые митингующие знаменитую бабушку недолюбливают, считая её провокатором.

Впрочем, и без Нины Семёновны было достаточно завсегдатаев подобных мероприятий. Например, рядом с памятником пролетарскому поэту был разложен книжный лоток, где можно было прикупить политическую и историческую литературу на любой вкус. Среди всего букинистического хлама нашлось даже место для книжки "СС - мир для ариев". Заглядывал на огонёк и праздношатающийся люд, привлечённый необычайным скоплением народа в выходной день.

Ворон ворону глаз не выклюет?

По идее, "марш несогласных" должен был ещё раз показать складывающуюся коалицию лево-правых оппозиционных сил. Но, как и водится, идея оказалась несколько далека от реализации. Во-первых, не получилось как следует склеить даже коалицию внутри одной конкретно взятой организации. Касьяновская молодёжь из Народно-демократического союза, пришедшая поддержать своего лидера, то ли переволновалась, то ли просто оказалась настолько не в курсе происходящего, что паренёк в фирменной партийной курточке так и не смог ответить на вопрос журналистов что же это за странная аббревиатура "РНДС" у него на куртке (Российский Народно-демократический союз. - Прим. авт.).

Касьянова вообще не слишком жаловали в оппозиционно-митингующей среде. Когда бывший премьер-министр как заправский оратор вещал с трибуны, какой-то дедушка, привлечённый яркой речью выступающего, спросил:

- А кто это говорит?

- Касьянов...

- Ах, Касьянов, этот... - начал было дедок, но не успел договорить.

- Всё, больше ни слова! - резко прервала его одна из стоящих рядом тётушек, выискивая глазами потенциальных провокаторов.

Речь Михал Михалычу всё же удалась. Был и надрыв, и пафос, и обещание через 15 месяцев выступать уже в другом месте. В общем, кандидат в президенты собственной персоной. С народом, к которому с таким трепетным волнением обращался лидер РНДС, он так и не пообщался, предоставив это право Гарри Каспарову, а сам, в окружении телохранителей, проследовал в неизвестном направлении.

Но не это было главным в цепочке скандалов, явивших глазам изумлённого электората чудовищную трещину, протянувшуюся между лидерами "Другой России". Точнее говоря, между её либеральным и прокоммунистическим крылом.

Главной неожиданностью дня стали национал-большевики, которых поставили на место, которое им и отводилось изначально в этом спектакле. Да, лидеру НБП Эдуарду Лимонову (литературный псевдоним Эдуарда Лимонова. - Прим. авт.) позволили выступить на трибуне. Но вот стоящим поодаль нацболам разрешали выкрикивать только согласованные с организаторами марша лозунги. Всех же, кто в той или иной степени отходил от инструкции, карали строго и жестоко. Так, буквально в самом начале митинга несколько нацболов принялись скандировать давнюю речёвку НБП: "Завершим реформы так: Сталин, Берия, ГулАГ!". Однако, их энтузиазм был воспринят несколько неадекватно. Заметив столь вопиющее нарушение этикета, внутренняя охрана марша при помощи милиции скрутила нацболов и выела их за ограждение.

Да и после окончания митинга, когда Эдуард Лимонов призвал его участников "мирно разойтись, не поддаваясь на провокации властей", Гарри Каспаров предложил прогуляться до метро "Белорусская". В результате, большинство митингующих двинулось в метро, намереваясь продолжить праздник дома, нацболы всё же решили послушать Каспарова и двинулись на прорыв оцепления. Итог закономерен: порядка 40 национал-большевиков были задержаны и проведут какое-то время в отделении милиции. В общем, всё предельно просто: одни призывают с трибуны к революции, а другие, следуя их указаниям, садятся в тюрьму.

Большие разборки в маленькой "Трудовой России"

Не повезло в этот день и члену "Другой России" Виктору Анпилову, приглашённому в коалицию в качестве представителя левого крыла оппозиции. Если лидеру НБП хотя бы дали сказать пару слов, то многолетнего предводителя "Трудовой России" самым элементарным образом "кинули". Согласно первоначальному плану, новые революционеры заявили два митинга: один на Триумфальной площади, а второй - на Театральной. Поскольку московская мэрия не разрешила проведение марша, "другороссы" решили с одного митинга пройтись несанкционированным шествием на другой. Но, в последний момент план был радикально изменён.

Появившись в районе 12 часов дня около памятника В. Маяковскому, Виктор Анпилов рассказал, что он намерен прямо сейчас направиться на Тетральную площадь, чтобы там провести запланированное мероприятие и призвал всех последовать его примеру. Однако, таковых желающих не оказалось. Напрасно Виктор Иванович с сотней своих сторонников ожидал около памятника Карлу Марксу подхода основных сил. Простояв минут 40 и поговорив о несправедливости судьбы, "трудороссы" разошлись несолоно хлебавши.

Зато в это самое время на Триумфальной зажигал толпу лидер АКМ Сергей Удальцов. Когда-то Виктор Анпилов и Сергей Удальцов были в одной организации - "Трудовой России", где Удальцов возглавлял её молодёжное крыло - "Авангард красной молодёжи". Но однажды, между старым и молодым лидером пробежала чёрная кошка. Сергей Удальцов обвинил Виктора Анпилова в предательстве и трусости. "Последние годы Анпилов, прикрываясь псевдокоммунистической риторикой, превратился в верного союзника существующей власти и занимает трусливую позицию. Бесконечными провальными акциями, бесконтрольным использованием денежных пожертвований от сторонников и негативными личными качествами (грубость, невыдержанность) он компрометирует левое движение", - заявлял Удальцов. "То, что делает Удальцов с компанией, – это очередная провокация, – заявил в свою очередь лидер "Трудовой России". – Вполне возможно, что ими руководят властные структуры. Удальцов освобожден от всех занимаемых должностей в партии и находится в положении политического бомжа". При этом, Виктор Иванович в качестве одной из причин конфликта выделил сближение Удальцова с Лимоновым, считая это "отходом от коммунистической идеологии в сторону маргинализации и к фашистским тенденциям". "Мне это воинствующее тупоумие не нужно", – подчёркивал он.

Со временем этот конфликт нисколько не угас, а только обострился. После того, как Виктор Анпилов вошёл в состав "Другой России", Сергей Удальцов несколько ревниво отнёсся к этому шагу своему бывшего единомышленника. "Данная конференция (Конференция "Другая Россия", состоявшаяся в июле 2006 года. - Прим. авт.), если кратко сформулировать, носит в себе какую задачу? Показать, что в России формируется своего рода "оранжевая" оппозиция, куда под знамена вот этих либеральных лидеров подтягиваются и левые, какие yгoднo. И под это дело пpocтo-напросто будет получаться финансирование, власть это будет использовать как жупел в своих интepecaх. Здесь очень многостороння игра, нам бы пешкой здесь быть не хотелось бы. Поэтому мы будем думать над другими ваpиaнтaми", - заявлял в эфире радио "Эхо Москвы" Сергей Удальцов, добавив, что "не надо форум "Другая Россия" преподносить как единственно возможный вapиaнт".

Но вот сейчас, когда Удальцов получил от "другороссов" гарантию, что Анпилова постараются сплавить с митинга под благовидным предлогом, резко изменил своё мнение. "Марш 16 декабря – это проба сил объединенной оппозиции. Она объединит представителей левых, либеральных и патриотических сил", - комментирует своё участие в "марше несогласных" лидер АКМ и довольно уверенно выступает с трибуны, не стесняясь стоять рядом с "оранжистами". Скорее всего, руководство "Другой России" предпочло вышедшему в тираж Анпилову более молодого и радикально настроенного Удальцова, "Аванград красной молодёжи" которого составит достойную пару НБП в оппозиционном проекте.

"Путин, бери пример с Лукашенко!"

В остальном митинг протекал традиционно спокойно. Ирина Хакамада, взобравшись на импровизированную трибуну, довольно хихикала и радовалась тому, что хотя нас мало, но "мы все-таки сила". Евгения Альбац объявила "мир хижинам - войну дворцам". Лидер "республиканцев" Владимир Рыжков жаловался на то, что "против нас каждый день проводят психологические войны". "То начинается антигрузинская истерия, то антиэстонская, то антипольская", - с горечью произнёс депутат Госдумы.

В это время в толпе один ветеран рассказывал другому ветерану, что когда он был в Эстонии, то продавщицы в магазинах не обслуживали русских, делая вид, что не понимают их речь. Но, подумав, добавил, что раз уж они отделились, то нечего защищать тех русских кто там остался, потому что раз они живут в другой стране, то должны знать её язык и подчинять её законам. Мне же, по поводу антипольской истерии вспомнилась статья в одной из польских газет: "Что происходит с Россией?! Почему миллионы подданных Владимира Путина в последнее время впадают в апатию и безразличие? Россияне страдают, будучи лишены польского мяса. На базарах и в магазинах они видят лишь голые крюки или печальные и жирные объедки. Люди становятся все более нервными и склонными к принятию радикальных решений. Самые отчаянные идут ва-банк: раз нельзя есть польские копчености, они переходят на дары российских лесов и полей - грибы и овощи. Так поступила даже самая известная у нас россиянка - эстрадная певица Алла Пугачева... Голодный русский - плохой русский. Поэтому ради блага всей Европы стоит накормить россиян польской ветчиной".

Плакаты "Нет фашизму" мирно уживались с плакатами "Путин - бери пример с Лукашенко!". Далее объявлялось, что в Белоруссии работают заводы и фабрики, а пенсионеры получают хорошую пенсию. Странно, но почему-то оппозиционно-настроенная женщина не считала Лукашенко диктатором, который проводит в своей стране политику геноцида оппозиции. Наверное, была просто не в курсе.

Закончилась же официальная часть мероприятия также, как заканчивается большинство митингов. Ведущий объявил о том, что борьба только начинается, что они вернутся сюда в следующем году, но их будет гораздо больше, что если власти ещё раз посмеют отказать им в шествии, то они оккупируют площадь и не покинут её, пока им не скажут "Идите уж маршем отсюда". А в этот раз, не дожидаясь благославения от Лужкова, лидеры "Другой России", слегка примаршировывая сами покинули Триумфальную площадь. Ать-два, ать-два...

Игорь Кулагин