Политика

Конфликт в ОГФ: "верхи" не могут, "низы" - не хотят

Как сообщали в тот вечер информационные агентства, пикет был организован московским отделением Объединенного гражданского фронта, на нём выступили как сам лидер ОГФ Гарри Каспаров, так и его коллега по создаваемой "Солидарности" Борис Немцов, кроме того, по предоставленным представителем ОГФ данным, "в пикете также принимают участие нацболы, РНДС, АКМ, представители СПС, представители правозащитных организаций, антивоенного клуба и еще несколько небольших групп: "Смена", "Оборона" и некоторые другие". Примерно о том же самом сообщил и именной сайт Гарри Каспарова, приписав организацию пикета ОГФ.

Однако вскоре выяснилось, что Гарри Каспаров и Борис Немцов участия в пикете не принимали, акцию организовывал не ОГФ, а Антивоенный клуб, активисты которого, как позже утверждали члены ОГФ, изначально готовили против их лидера провокацию.

Уже на следующий день в сети появились первые отзывы непосредственных участников мероприятия. "Ложь. Никакие Гарри Каспаров и Борис Немцов в этом пикете участия не принимали. В нем принимали участие мои товарищи. А Гарри и Борис, заехавшие чисто на минутку, не войдя на огороженную территорию пикета, дали интервью СМИ на его фоне (по некоторым источникам, на иностранном языке), - да затем и уехали, - возмущается в своём блоге координатор Антивоенного клуба Анна Каретникова. - Но, понимаю, не барское это дело - подходить к плебеям. Барское дело - потрендеть под камеру и свалить. Вам самим-то не стыдно? Ни капельки? Почему к людям не подошли, отщепенцы? На Марш Несогласных тоже вдвоем в авто с охраной поедете? Ну, езжайте. Что такое "солидарность" - рекомендую почитать в толковом словаре. К вам отношения не имеет", - констатирует она.

"Каспаровцы" не остались в долгу и ответили. Да как ответили!

Станислав Яковлев (el_cambio) соглашается с тем, что пикет был организован именно Антивоенным клубом (!). И именно это обстоятельство, по его словам, и помешало г-дам Каспарову и Немцову присоединиться к митингующим.

"Вы не можете указывать людям, куда им ходить, и что делать, - пишет он. - В таком случае, не указывайте пожалуйста, куда ходить и что делать всем остальным, в том числе Немцову и Каспарову. Да еще так, что перепечатки Ваших речей оказываются на кремлевских сайтах. Я не знаю точно, по каким причинам они "не зашли за ограждение", но если Вам интересно, почему сам я провел за этим ограждением не более 15 минут - вот, объяснил, как мог. На пикет я пришел со своим хорошим другом, очень достойным и умным человеком, если он захочет - назовет себя. Услышав голос Едигарова, друг удивленно поднял брови и сообщил, что он меня лучше где-нибудь рядом подождет. И я его понял", - поясняет он.

На этом моменте стоит остановиться чуть подробнее. Некоторое время Сурен Едигаров был одним из самых активных членов ОГФ и даже получил за свою кипучую деятельность прозвище "человек-пикет". Однако вскоре что-то не сложилось в отношениях между Едигаровым и Мариной Литвинович, в результате чего Сурен был обвинен в краже ноутбука из офиса ОГФ и сотрудничестве со спецслужбами.

После этого о сути акции все окончательно забыли, перейдя на обсуждение вопросов о провокаторах в оппозиционном движении, коими оказались все представители Антивоенного клуба.

Итог дискуссии подвёл правозащитник Виктор Корб:

"Как же это все ожидаемо и логично вытекает из "вождистской схемы", по которой до сих пор строится большинство оппозиционных организаций! Я предупреждал об этом лично Каспарова и всех делегатов преобразовательной конференции ОГФ в марте 2006 года. Но коллеги не вняли голосу разума и отказались строить действительно широкое (общенациональное) движение на внеидеологической демократической основе. А построили еще одну "партию" с вождем и... окружением вождя.

А дальше автоматически действует четкая логика вождистской схемы: приоритет централизованной системы распределения ресурсов (не только и не столько финансовых, сколько коммуникационных и, прежде всего, "доступа к телу"), постоянный поиск или создание "внутренних врагов", устранение внутренних "несогласных", практически полный отказ от внутренних дискуссий и принятие всех решений по формуле "одобрямса" и т.п.", - пишет он.

Как ни странно, но никаких возражений его заявление ни у кого не вызвало. Более того, дискуссия на этом и закончилась. Видимо, многим членам ОГФ придётся либо поднять вопрос о необходимости реформы внутри организации, либо задуматься о целесообразности своего дальнейшего нахождения под властью маленького царька с большими амбициями.