Политика

Чёрные "эсэры"

Огромные финансовые вложения и агрессивная кампания с использованием чёрных, серых и прочих неджентльменских технологий - залог 50-типроцентного успеха на выборах любой, не пользующейся на момент старта избирательной кампании симпатией избирателей, партии. Не секрет, что чёрные пиар-технология в той или иной степени используют большинство отечественных политических партий. Однако, судя по началу стартовавшей избирательной кампании, в лидеры "чёрного списка" выбилась "Справедливая Россия", ставшая в течение нескольких дней автором двух крупных скандалов.

Первой своей жертвой "эсэры" выбрали одного из своих двух главных соперников на парламентских выборах - КПРФ. На прошлой неделе в газете "Жизнь" появился "сенсационный" материал об отдыхе лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова в украинском пансионате "Море". Как утверждает газеты, вождь КПРФ проживал в президентских апартаментах стоимостью 800 долларов в сутки с видом на море, джакузи и огромной двуспальной кроватью, после обеда в ресторане с французской кухней каждый раз оставлял около 50 долларов чаевых, обнимался с молоденькими девочками и, что самое ужасное, в часы досуга включал платный эротический канал Sex view TV, насмотрев в общей сложности на 700 гривен.

Впрочем, аналитики КПРФ, тщательно изучив все представленные в статье "факты", пришли к выводу, что ничего общего с действительностью они не имеют. Как говорится в заявлении юридической службы КПРФ, данная статья "за исключением справочных данных, содержит заведомо ложную, клеветническую информацию" о Зюганове, "со ссылкой на сфальсифицированные документы, порочащие его честь, достоинство и формирующую у читателей негативное мнение о нем". При этом, коммунисты назвали и заказчика "чернухи" - партию "Справедливая Россия".

"КПРФ - за честные и достойные выборы, но предвыборная кампания превращается в грязь, мы против этого, - заявил Геннадий Зюганов. - Мы считаем, что если один из руководителей партии, в данном случае Миронов, делает подобные вещи, это непозволительно". "КПРФ считает, что именно команда Миронова заказывает материалы против партии, и в этом надо разобраться", - добавил он.

Кроме того, по словам самого Зюганова, он уже разговаривал на эту тему с президентом России Владимиром Путиным, а также с премьер-министром Викторым Зубковым и с главой Центризбиркома Владимиром Чуровым.

Это, кстати, уже не первый случай попытки очернения коммунистов в глазах населения со стороны "Справедливой России". Так, в Новосибирске прямо на заседании "круглого стола" партий с руководителями газет, один из хозяев местного медиа-холдинга рассказал, что такого рода антикоммунистическую чернуху в его газеты прямо продавливали представители одной из пиар-структур, обслуживающих партию г-на Миронова – «"Справедливую Россия". Однако у этого новосибирского издателя хватило силы воли послать мироновских питомцев подальше, пишет сайт КПРФ.ру.

Другая история произошла в Смоленске. Предвыборная кампания "Справедливой России" в регионах вообще поражает своим размахом. Огромные билборды с рекламой партии Сергея Миронова не дают автомобилистам забыть о её существовании буквально ни на секунду. Тем не менее, народ слабо реагирует на рекламное богатство "эсэров" и региональным отделениям партии приходится придумывать новые заманухи. В ряде областей во главе партийных списков решено поставить известных актёров, а тем, кому не досталось звёзд театра и кино, выкручиваются сами.

Смоленские "эсэры" подошли к этому делу, пожалуй, самым радикальным способом. На прошлой неделе жители города и области обнаружили в своих почтовых ящиках удивительные конверты, в которых находились агитационные материалы "Справедливой России", а на самом конверте был наклеен календарик с изображениями Владимира Путина и Сергея Миронова и надписью: "Сергей Миронов. Владимир Путин. Россия будет справедливой!". Некоторые смоляне посчитали использование фотографий Путина партией Сергея Миронова неправомерным, поскольку президент не давал разрешения на использование своего образа в предвыборной кампании "Справедливой России", и обратились за разъяснениями в облизбирком.

Однако, как разъяснил корреспонденту Yoki.ru заместитель председателя избирательной комиссии Смоленской области Алексей Степанов, доказать, что партия занимается предвыборной агитацией будет достаточно сложно, поскольку по закону агитационный период начинается со дня выдвижения партийного списка кандидатов, чего "Справедливая Россия" пока ещё не сделала. Представитель смоленского облизбиркома считает, что партия специально затянула с выдвижением списков, чтобы получить временное пространство для манёвров и выпуска агитационной продукции, не попадающей под статью расходов избирательного фонда.

"Это "черная" технология, - сказал он. - До последнего тянут, а в этот период делают все, что хотят". "Мы-то это все понимаем. И избиратели это тоже понимают. Даже к нам граждане обращаются по данному вопросу. Но когда мы в суды идем, начинают действовать четкие юридические нормы. И по формальным признакам мы не можем доказать, что это предвыборная агитация. Эту тонкость хорошо знают партийные юристы. И, видимо, юристы "Справедливой России" на этот и рассчитывают", - разводит руками Алексей Степанов и считает, что было бы неплохо "прописать в законе, что с момента опубликования решения о назначении выборов или указа президента о назначении выборов, всякая политическая реклама расценивается как агитация. И тогда бы уже не было вот этих уловок", сказал он.

Впрочем, ещё остаются те самые злополучные календари с изображением президента. Напомним, что однажды Сергей Миронов уговорил президента дать согласие на использование его образа в рекламной кампании тогда ещё Партии Жизни в в одной отдельно взятой Липецкой области. Однако впоследствии лидер "Справедливой России" заявил, что его партия не будет использовать в своей избирательной кампании образ Владимира Путина, поскольку "не хотим беспокоить президента по пустякам, потому что у него и так много других забот". Своего лидера поддержал и член центрального совета "Справедливой России" Александр Морозов. Комментируя историю с выборами в Липецкой области, он сказал, что "это была старая партия, а новой "Справедливой России" на предстоящих выборах подобные технологии не понадобятся".

Однако, как выясняется, "справедливороссы" не только не удержались от соблазна пойти против закона и совести, но ещё и выступают в.. защиту "чёрного пиара". "Именно в тех регионах, где были якобы самые грязные и скандальные кампании, явка в ходе них часто растет, - пишет на контролируемой "Справедливой Россией" сайте "Новая политика" некий Александр Кынев. - Важнейшим для активности избирателей является фактор интереса – можно сколько угодно заниматься морализаторством, но только когда у избирателя формируется то или иное эмоциональное, неравнодушное отношение к кандидатам и партиям, можно ожидать роста активности. Негативные кампании ведут к повышению активности наиболее грамотной части избирателей, электоральных ядер основных кандидатов". "Лучше избыток негатива, дающий избирателю возможность размышлять и анализировать, чем безликая, отфильтрованная от нежелательных для власти фактов информация, - подчёркивает автор. - Для большинства чиновников любая критика, любой непонравившийся материал – это и есть "черный пиар". Однако и Конституция, и закон дают право вести агитацию как "за", так и "против" того или иного кандидата – это не злоупотребление, это прямое конституционное право гражданина, тесно связанное со свободой слова и иными гражданскими правами".

Но при этом, что удивительно, этом лидер "Справедливой России" Сергей Миронов не моргнув глазов относит любую критическую статью в его адрес в разряд грязных политтехнологий и, по слухам, регулярно ставит в известность президента России Владимира Путина о "нечистоплотных" соперниках. Так что если эта попытка "Справедливой России" показать свою силу на чёрном рынке политтехнологий окажется удачной, нынешняя избирательная кампания в Госдуму может стать одной из самых скандальных в истории России. По крайней мере, доселе ещё ни один политмошенник не прикрывал свои грязные делишки именем президента, дружбой с которым так кичится Сергей Миронов.

Арина Семёнова