Политика

Сквернословие по таксе

Публично материться не только неприлично, но и зачастую невыгодно во всех смыслах этого слова. По крайней мере, это относится к персонам со статусом выше среднего. Уважающие себя организации принимают всяческие меры по борьбе со сквернословием своих сотрудников. Прежде всего, это относится к тем, кто, так или иначе, является лицом фирмы. И дело здесь не только в морали или религиозных заповедях, а в элементарном отношении к собственному корпоративному имиджу. Который, как известно, стоит многого.

Нотации, душещипательные беседы и товарищеские суды уже давно перестали быть панацеей от "многоэтажных изречений", оскорбляющих общественную нравственность. Хамы, циники, пошляки, лингвистические хулиганы и граждане с неуемными сексопатологическими отклонениями – увы! - понимают только "язык рубля и санкций". Значит, и "говорить" с ними надо с учетом этой особенности. Даже в спорте, где, казалось бы, крепкое словцо может вырваться само собой, к пресечению матерщины относятся очень серьезно и действенно.

На прошлой неделе Контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза (РФС) дал публичный отпор словесному хулиганству, оштрафовав на пять тысяч рублей главного тренера ФК "Спартак-УГП" (Анапа) Тимура Закирова. Более того, матерщинника еще и дисквалифицировали на два матча. Информацию о наказании распространили через СМИ и по каналам РФС. Так что, к относительно умеренному штрафу и краткосрочной дисквалификации прибавился публичный профессиональный позор. Который, кстати, вполне может "аукнуться" Закирову при продлении служебного контракта.

Главный тренер анапинского "Спартака", как выяснилось, после игры с астраханским "Судостроителем" при свидетелях нецензурно оскорбил главного судью матча в подтрибунном помещении. Казалось бы, делов-то, с кем не бывает! Но футбольные мэтры из РФС оказались непреклонны. Они сочли необходимым публично пресечь словесное хулиганство, чтобы и Закирову, и другим спортивным деятелям дать поучительный урок спортивной и человеческой этики. Огласка наказания уже дала свои результаты. Спортивная общественность поддержала данное решение РФС, а россиянам был дан повод еще раз задуматься об элементарной культуре речи и уважении к человеческому достоинству. Ведь публичная матерщина – это не только сомнительное самовыражение личности, но и бесцеремонное оскорбление окружающих.

Доктор социологических наук, профессор, мастер спорта международного класса, директор физкультурно-спортивного комплекса "Ольховка" (Москва) Виктор Щанкин уверен, что РФС принял правильное решение. "Конечно, в спортивной жизни нельзя исключать крепких слов. Но они имеют право быть только в крайних случаях и, естественно, только "за кулисами" соревнований и других мероприятий. Настоящий спортсмен должен уметь вести себя на публике. Всегда! Здесь не может быть никаких исключений", - сказал он в интервью Yoki.ru.

При этом Виктор Щанкин отметил, что проблема нецензурной речи в спорте стоит не так остро, как, к примеру, в политике. "Подобные омерзительные проявления в спортивном мире, как правило, всегда жестко пресекаются и даже самые "отпетые" болельщики не позволяют себе материться на трибунах стадионов. В этом отношении спортивная и "околоспортивная" общественность достаточно культурная, чего не скажешь о представителях некоторых иных сфер деятельности. Публичные матерщинники есть даже там, где их в принципе не может быть", - поделился с нами своим открытием Виктор Щанкин.

- Недавно я был просто шокирован популярной радиостанцией "Эхо Москвы". Включил любопытную передачу, в которой принимал участие мой тезка – известный банкир и политик Виктор Геращенко. Вел программу сам мэтр российской радиожурналистики Алексей Венедиктов.

Разумеется, я настроился на получение серьезной информации, а получил… матерщиной по ушам. Геращенко так сквернословил! Причем, много раз. В какой-то момент мне даже показалось, что это какая-то наглая провокация. Ведь не может же уважаемое "Эхо" до такого опуститься… Оказывается, может. По логике вещей, ведущий должен был сразу же прервать программу и извиниться перед аудиторией. Тем более такой "зубр" как Венедиктов. Но этого не произошло – Геращенко в волю наматюгался, шокировав и унизив всех радиослушателей.

И почему-то ни к распоясавшемуся экс-банкиру, ни к ведущему-"провокатору" (а кем еще считать Венедиктова в данном случае?) не было принято никаких мер. Промолчали банкиры, промолчал Союз журналистов. Почему? Если бы Тимур Закиров, позволил себе сквернословие не в подтрибунном помещении а на самом стадионе да еще с микрофоном в руке, думаю, его бы оштрафовали не на пять, а на все пятьсот тысяч. И, скорее всего, дисквалифицировали бы пожизненно.

Получается, что в спорте публичное сквернословие пресекается, а в журналистской и банковской среде – это вроде бы и норма. Хотя, полагаю, что в любом обществе статусные представители "четвертой власти" и банковского сообщества должны быть образцовым примером культуры общения. Однако программа Венедиктова с участием Геращенко показала россиянам совершенно другое. Слава Богу, ее не слышали мои дети, - подчеркнул спортивный мэтр.

К сожалению, уши в трубочку свернулись не только у почтенных отцов семейств, но и у тех, кто постоянно работает с молодёжью, сея в них разумное, доброе, вечное. Например, президент Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ) Юлия Ромашина очень резко высказалась относительно фразеологических оборотов председателя совета директоров НК ЮКОС Виктора Геращенко:

- Как педагог и директор молодежной организации, я считаю, что ненормативная лексика недопустима нигде, особенно в эфире популярных радиостанций и СМИ, значительную часть аудитории которых составляет молодежь. Необходимо принять все возможные меры для предотвращения подобных случаев. Я не компетентна перечислять наказания и осуждения в подобных ситуациях, но я за то, чтобы направить все усилия на предотвращение подобных инцидентов в обществе, основываясь на высокую культуру и нравственное поведение каждого работающего персонала в СМИ. Что же касается конкретно этой истории, то отреагировать, на мой взгляд, должны все - и гости программы, и ведущий. Геращенко, как гость программы, мог бы извиниться перед слушателями. Что же касается Венедиктова, то он, как ведущий, не должен был оставлять без внимания нецензурные высказывания в эфире уважаемой радиостанции.

Впрочем, Виктор Щанкин предложил… пожалеть проштрафившегося банкира. "Что такое матерщина в общественном месте? Это, во-первых, полное проявление собственной профессиональной несостоятельности. Во-вторых, это достаточно конкретное саморазоблачение личности. Ведь на такое способны либо люди с глубочайшими психологическими проблемами или даже с нарушениями психики, либо откровенные циники", - пояснил он.

Елена Леонькова