Политика

"Суверенную демократию" изобрел не Сурков

Большая и по сути программная статья заместителя руководителя Администрации Президента РФ Владислава Суркова "Национализация будущего", вышедшая в понедельник в журнале "Эксперт", внимательно изучается политической и экономической элитой России и медиа-сообществом. Многие считают, что Суркову удалось убедительно доказать, что "суверенная демократия" - это не изобретенный им пропагандистский лозунг, а важное понятие, могущее стать основой российской национальной идеи, которую безрезультатно искали в ельцинские времена.

"Статья Суркова – действительно, очень серьезный шаг в теоретическом и практическом осмыслении такого понятия, как суверенная демократия, - считает заместитель секретаря президиума Генсовета "Единой России", депутат Госдумы Андрей Исаев. – Суверенная демократия не является новомодным сочетанием и, тем более, изобретением Суркова. Автор правильно пишет, что она давно существует в мире и приводит убедительные примеры. Например, Европейский союз по договорам и соглашением является сообществом именно суверенных демократий.

И при этом суверенная демократия органично присуща российской политической культуре, нашему национальному характеру, который признает два важных принципа – справедливость и свободу. По мысли Суркова, суверенная демократия может обеспечить достижение свободы и справедливости, причем не только для личности, но и для нации в целом. А само название статьи предлагает уже сейчас вернуть будущее России нашему народу, российской нации.

На мой взгляд, Владислав Сурков противопоставляет суверенную демократию иным системам, которые были у нас раньше и представители которых продолжают бороться за власть. А именно – государственному социализму и олигархам 90-х годов. И доказывает, что только суверенная демократия обеспечивает самодержавие народа в его же интересах".

К словам Андрея Исаева стоит добавить, что в фундаментальном договоре Евросоюза "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Рим,1950) все основные демократические ценности напрямую увязаны с приоритетом суверенитета. 16 статья договора однозначно разрешает странам Евросоюза вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев", а статьи 9-11 увязывает права и свободы с интересами общественного спокойствия, порядка, здоровья и нравственности.

По мнению Андрея Исаева, принципиально важно, что Владислав Сурков обратил внимание на необходимость поддержки и развития национальной культуры, прежде всего, самых массовых видов – кино и литературы: "Как идеология является составной частью культуры в широком смысле этого слова, так и прикладная культура имеет серьезное значение для идеологии, для людей и для общества в целом. Сурков правильно поставил цель на этом направлении, которое многие недооценивают, – постепенно вернуть покоряющее обаяние отечественной культуры".

Таких же взглядов придерживается и председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Мосгордумы Игорь Елеференко: "Для меня в статье Суркова наиболее важным показался тезис о том, что центр прибыли от международных проектов использования наших ресурсов должен быть однозначно закреплен в России. Потому что этот центр является и центром власти над ее настоящим и будущим. Сурков тем самым правильно сказал, что, когда у нас проходили ельцинские реформы, то настоящее и будущее России определял не наш народ и его законно избранные представители, а совсем другие силы, по сути своей антинациональные.

Суверенную демократию я воспринимаю как демократию с национальной спецификой, которая органично вытекает из истории, из культурной традиции. Скажем, в Испании переход от тоталитаризма к демократическому обществу был осуществлен путем введения монархии. И испанцам чувствовать себя свободными, живущими в демократическом обществе монархия совершенно не мешает.

Последние пятнадцать лет нам все навязывали примеры для подражания – американская модель демократии, шведская, французская. Но демократия в России может быть только своя – когда сам народ берет на себя ответственность за управление обществом. К сожалению, это бывает только в тяжелые для страны времена. Как, к примеру, в 1612 году – вот почему символично появление столь важной и острой статьи почти сразу после праздника народного единства 4 ноября

Я согласен с Сурковым, что впервые за тысячу лет наше общество стало так свободно. Но качество жизни от этого не улучшается, а ухудшается. Поэтому я согласен с автором статьи и в другом – нам нужны народосберегающие технологии демократии, программа гуманизации политической системы, социальных отношений, бытовой культуры. Здесь очень много могут и должны сделать народные избранники в регионах.

И еще хочу выделить слова Суркова о том, что задворки демократии кишат радикалами. Эти радикалы хотят вновь вернуться в большую политику, что очень опасно. И это беспокоит не только меня, но и избирателей"

Елена Сахарова