Политика

С партбилетом - за руль

"Вслед за Партией Любителей Пива свою партию решили организовать и онанисты! Политические обозреватели предполагают неизбежное разделение этой партии на 2 фракции - Правую и Левую". Это анекдот. Но дыма без огня, как говорится, не бывает. Труженики политического пиара время от времени креативят на тему создания партий по интересам. Идея проста. Вместо того чтобы объяснять народу чем, к примеру, идеология либерализма отличается от идеологии консерватизма, гораздо проще застолбить место защитников прав желающих пить пиво, есть сырые грибы или запускать бумажные самолётики. В Швеции, например, в начале этого года была создана политическая партия любителей нелегального файлообмена. Партия менее чем за 24 часа набрала необходимое количество членов (чтобы официально зарегистрировать политическую партию в Швеции, необходимо собрать полторы тысячи подписей в поддержку) и теперь готовится к участию в выборах.

В России весомых политических дивидендов подобные проекты не получают. Некторым исключением можно считать партию пенсионеров, да и та не является в полном смысле этого слова профессиональной гильдией. Помимо пенсионеров есть и другая социально-активная часть населения - автомобилисты. Можно себе представить силу организации, способной заполнить улицы городов железным потоком автомобилей. Как рассказал лидер движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, во Владивостоке им удалось вывести на акцию 4 тысячи машин, тем самым, фактически, перекрыв и парализовав город. "ГАИ даже не пыталось вмешиваться, а одну из машин даже перевернули", - вспоминает он. Таких с помощью ОМОНа не возьмёшь, в случае чего придётся вызывать танки и истребители, так что определённый интерес к армии автолюбителей у политических партий есть.

Первая попытка сыграть на чувстве водительской солидарности была предпринята депутатом Госдумы Виктором Похмелкиным, сколотившим в 2002 году "Движение автомобилистов России". Особых лавров Виктор Валерьевич не снискал, но место под солнцем застолбил.

В мае прошлого года автомобильная тема всплыла опять, когда возник вопрос запрете в России машин с правым рулём. 19 мая по инициативе Вячеслава Лысакова была проведена всероссийская акция протеста ставшая датой зарождения нового движения "Свобода выбора". В конце 2005 - начале 2006 г.г. прокатились акции в поддержку Олега Щербинского, обвиняемого в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Акция оказалась более чем успешной. И дело не только в том, что Щербинский был признан невиновным, а в том, что явственно запахло политикой и интерес к движению проявили политические партии и движения от "Единой России" с СПС до "Объединённого гражданского фронта" с НБП. Справедливости ради надо отметить, что особого восторга от такого внимания к себе автомобилисты не испытали. "От партий и политических движений мы стараемся быть как можно дальше. Так как движение у нас довольно молодое, есть великая возможность быть подмятым. Пример - акция 12 февраля, когда к нам приехали ребята из НБП со своим флагом. Нам ничего не оставалось, как попросить ребят свернуть свою атрибутику. В противном случае в СМИ эта акция не попала бы вообще, либо была бы как акция НБП", - рассказывал ЗАКС.ру координатор общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" в Санкт-Петербурге Алексей Шумак.

И вот в этот момент в рядах автомобилистов наступил разлад. Как рассказал Yoki.ru лидер межрегионального движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, есть несколько организаций с одним и тем же названием - "Свобода выбора":

- Помимо нас официально зарегистрированы Приморская и Новосибирская организации. Ранее мы с этими группами очень тесно сотрудничали и считали их частью себя. Как отец-основатель "Свободы выбора" я хотел сделать организацию всероссийской, так что очень много времени ушло на то, чтобы изыскать какие-то финансовые средства, выполнить все требования законодательства, чтобы открыть отделения в 50 российских регионах и т.д. К сожалению, пройти регистрацию не удалось, поэтому и была зарегистрирована межрегиональная организация. Но к этому времени организации в Новосибирске и Приморье решили пойти своим путём, посчитав, что Москва навязывает свои решения, командует и т.д. Возникло предложение выстраивать структуру управления по горизонтальному принципу, управлять ей по очереди и т.п., что, на мой взгляд, абсолютная утопия, - рассказывает Лысаков.

Вот, собственно, несколько региональных "Свобод выбора" и стали костяком для нового движения - "Федерации автовладельцев России" (ФАР), учредительная конференция которой прошла 19-21 мая в Новосибирске. Её участники не только приняли решение провести в октябре 2006 года съезд нового движения, на конференции очень чётко прозвучала мысль об участии движения в политических процессах и возможной коалиции с одной из политических партий. Кто станет потенциальным кандидатом на обладание автомобильным трофеем можно предположить уже сейчас. "Если мы будем действовать традиционными методами, у нас перехватят электорат, и в конце концов члены ФАР станут членами "Единой России",- заметил на съезде руководитель Антикоррупционной коалиции Приморья Виталий Береговский. Но зато в качестве гостей на конференцию были приглашены представители "Союза правых сил" и КПРФ - один из лидеров Новосибирского отделения СПС Юрий Кувшинов и первый секретарь новосибирского обкома КПРФ, депутат Госдумы РФ Анатолий Локоть.

Лидер Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин не считает, что у него появился конкурент. "В общественном движении конкуренция просто исключена по определению, если организация деньги не зарабатывает и в выборах не участвует, то ни политически, не экономически конкурировать нет никакой необходимости, - рассказал он Yoki.ru, заметив, что "общественной организации в нашей стране невозможно уйти от политики, но главное - не перейти грань". "Плохо, когда общественное движение полностью становится придатком какой-либо партии, - добавил он. - За рулем находятся люди разных взглядов, убеждений, интересы у них при этом общие, поэтому лучше, когда общественное движение нормально взаимодействует с различными политическими партиями, исходя из того, как они реагируют на программы". "Если мы поддерживаем отношения с Владимиром Рыжковым, то по взаимной симпатии и как с депутатом Госдумы, автором проекта о мигалках, который помогает нам с депутатскими запросами. Мы не стремимся в Госдуму, сторонимся партий, поэтому все эти заявления - недальновидность, местечковое сознание, - соглашается с ним Вячеслав Лысаков.

Кроме того, лидер "Свободы выбора" скептически отнёсся к перспективам новой организации. "Вряд ли это можно назвать серьёзным объединением. Это несколько групп автомобилистов с большими амбициями. Например, Виктор Клепиков из Барнаула, уважаемый человек, который вдруг почувствовал интерес к политике и теперь заявляет, что будет двигать своих людей в Госдуму. Каких людей? Вас же всего три человека! - недоумевает Вячеслав Лысаков. - В Новосибирск приехали два человека из Москвы, которые вообще ни в какой организации не состоят, но гордо называют себя "Свобода выбора". Они у нас на Форуме иногда появляются, сделали свой сайт и хотят зарегистрировать московскую организацию "Свобода выбора". Вместе с тем, В. Лысаков не исключает, что появление "Федерации автовладельцев России" – чисто политический проект. "Это, безусловно, не дело рук кремлёвской организации, поскольку больше напоминает мышиную возню. Но вполне возможно, что участие в этом мероприятии принимает Ирина Хакамада, которая образовала общественное движение "Наш выбор". Я даже знаю, кто ей подсказал ей такое название - это Марина Литвинович, моя близкая подруга, с которой мы разругались. Дело в том, что я некоторое время контактировал с Гарри Каспаровым, но потом понял, что излишняя политизация погубит организацию".

"В сущности, можно понять тех людей, которые хотят через общественное движение прийти в политику, - считает Виктор Похмелкин. - Но всё-таки лучше, когда движение становится надпартийным и пытается консолидировать различные политические силы для решения задач автомобилистского сообщества. Есть еще одна опасность – борьба за власть. Я слышал, что вроде и эта Федерации образовалась уже путем почкования с какой-то другой организацией. Буквально с первых же шагов люди начинают делить еще не существующее кресло. Это способно погубить любую организацию, когда средства, статус становятся самоцелью. Вот от этого хотелось бы наших коллег предостеречь. Хуже всего, если сейчас автомобильное сообщество будет растащено по различным политическим квартирам и начнется борьба и конкуренция, вместо того, чтобы взаимодействовать. Как только вы стали фракцией партии, волей-неволей вы начинаете конкурировать со своими же собратьями. Вот это уже ненормально, тогда будут страдать интересы автомобилистов", - подчеркнул В. Похмелкин.

Игорь Кулагин