Политика

Владислав Сурков: "Давайте умерим жестокость в нашем обществе"

Статья президента РФ Дмитрия Медведева "Россия, вперёд!" и международная конференция "Современное государство и глобальная безопасность" в Ярославле, на которой глава государства выступил с сенсационной речью, дали толчок для новой общественной дискуссии о путях развития России в посткризисном мире. Не стал исключением и состоявшийся днём позже форум "Стратегия 2020", на котором со своими оценками произошедшего выступил первый замглавы Администрации Президента Владислав Сурков, отрывки из выступления которого публикуют сегодняшние "Аргументы и факты".

По словам В. Суркова, если ещё пять лет назад лидеры и интеллектуалы западных государств следовали модным теориям конца ХХ века, согласно которым роль национального государства будет катастрофически снижаться в пользу международных институтов, то сегодня, "во время кризиса, видно, что именно на суверенных государствах лежит ответственность за благополучие своих граждан".

Действительно, как отметил президент в своём выступлении, во время нынешнего кризиса ответственность за судьбы миллионов людей в мире взяли на себя не транснациональные компании, "антикризисные программы, стабилизационные меры, социальная защита граждан осуществляются правительствами, осуществляются самими государствами и способствуют нормализации уже, в свою очередь, глобальной экономики". В этих условиях у России есть шанс не только вернуть утраченные позиции, но и стать лидером мировых процессов. "У нас есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию, - пишет президент в своей статье. - В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности".

Немаловажным условием дальнейшего успешного развития страны представляется и её политическая система, которая, по словам Дмитрия Медведева,"будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной". "Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре. Отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей", - отмечает в своей статье президент.

Тем не менее, было бы слишком наивно предполагать, что путь к демократии будет устлан лепестками роз. Всегда найдутся (и находятся) те, кто будет указывать, как именно, руководствуясь какими критериями нужно строить демократическое общество.

"Как мы будем замерять демократию? В США всего две партии в парламенте, а у нас - четыре. Это критерий оценки? Я так не думаю. Нам нужны конкретные, серьёзные и несмешные, но в то же время легко считываемые, легко объяснимые критерии того, что такое демократия", - считает В. Сурков. При этом первый замглавы президентской администрации не видит катастрофы в том, если Россия в чём-то не соответствует однажды заданным критериям. "Никто не утверждает, что Россия является землёй обетованной всемирной демократии. Президент открыто говорит об отсталости, о патернализме, который нас действительно насквозь пропитал, и о коррупции", - поясняет Сурков.

Но говоря о существующих проблемах, Владислав Сурков отмечает и то, что "есть люди, которые ничего не делают для их решения, есть такие, что только торопятся и требуют быстрых решений и отставок", а есть те, кто настроен на планомерную работу. Но последних, по мнению Суркова, катастрофически мало.
"Я думаю, что мы должны ценить бережное отношение к обществу и политической системе. И не стремиться всё перелопатить, надеясь, что из очередного бардака что-то вырастет. Чтобы создать продуктивное общество, чтобы уйти от сырьевой зависимости, президент и премьер предлагают путь эволюции. Политическая стабильность, консолидированное государство - это инструмент модернизации. Может быть, веселей было бы по-другому. Но вопрос - что эффективнее? Мы всё-таки не в цирке... За последние сто лет так накувыркались, хватит уже", - констатировал В. Сурков.

Владислав Юрьевич привёл в пример Льва Троцкого: "Во всякой политической борьбе большого масштаба можно, в конце концов, открыть вопрос о бифштексе", - процитировал Сурков сторонника перманентных революций. - Вот это представление о людях, как о простых поедателях бифштексов, глубоко укоренено в сознании сторонников перманентных революций. Это презрительное и высокомерное отношение ко всему вокруг. Мы помним недавние разговоры о том, что народ обменял свободу на материальные блага, а теперь, когда материальных благ стало меньше, будет брать свободу. Но свобода не противопоставлена материальным благам. Умная, продуктивная, богатая экономика порождает нового, богатого и свободного человека. По этому пути нужно пройти неспешно, потому что, сколько революций ни соверши, они не рождают никакой новой экономики. После них наступает либо диктатура. Либо хаос и развал, и как следствие - опять-таки диктатура", - резюмировал он.

В этой связи г-ну Суркова "кажется абсолютно правильной" "некровожадная" идеология, которую выбрал президент. "Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлён ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства", - пишет президент в своей статье "Россия, вперёд".

Впрочем, по словам В. Суркова, на этот счёт уже пошли комментарии в стиле "вот если бы вослед статье Дмитрия Медведева сразу пошли отставки, тогда да...". "Это примитивное мышление, неадекватная реакция на проблемы, которые есть в стране, - поясняет В. Сурков. - Что такого инновационного в отставках, разгромах, репрессиях? Это тупая архаика. Какие-то первобытные, языческие представления о том, что экономического роста можно добиться путём аппаратно-бюрократических жертвоприношений. Давайте умерим жестокость в нашем обществе. Демократия - это ненасильственные методы. Речь идёт о минимизации репрессивной роли государства, настолько, насколько позволяет реальность. И мне кажется, что этот критерий демократии - главный", - подчеркнул первый зам. главы администрации президента.