Политика

Смерть разведчика: он хотел жить!

Гибель экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко была предрешена, хотя он знал, что может выжить. Знали это и те, кто делал ему наставления перед смертью, показывая пузырёк с противоядием. Но долгожаднного облегчения так и не наступило.

Пока мировая и российская общественность обсуждают вопросы о том, кому была выгодна смерть Литвиненко и кто больше всего пострадает от этого, британские светила медицины находятся в полной растерянности. Есть от чего прийти в замешательство - с момента первого обращения Литвиненко к врачам прошло три недели, однако специалисты до сих пор не могут понять ни того, чем был отравлен Литвиненко, ни то, почему же он всё-таки умер.

Для бывших друзей Литвиненко, среди которых чеченский полевой командир Ахмед Закаев, беглые олигархи Борис Березовский и Леонид Невзлин, а также некоторые другие всё предельно ясно. Литвиненко встречался с информатором, обещавшим передать ему материалы по делу об убийстве Анны Политковской, после чего почувствовал недомогание и в тяжелом состоянии, с диагнозом "отравление" был доставлен в госпиталь, откуда ему уже не суждено было выйти. Разумеется, что единственный человек, который мог отравить Литвиненко - это глава России Владимир Путин, который, якобы, опасался разоблачения.

Даже в этой версии слишком много тёмных пятен. Почему, например, соратникам Литвиненко не встретиться с тем самым информатором-итальянцем и не опубликовать сенсационные данные? Неужели же опытный контрразведчик был настолько уверен в своих силах, что скрывал ход своего расследования от ближайших друзей и соратников? Тем более, что Литвиненко неоднократно обвинял Путина в убийстве российской журналистки и даже сообщал такие подробности, которые привели в шок российских демократов. Например, на одной из пресс-конференций, Александр Литвиненко рассказал о своей встрече с Политковской, которая, якобы, призналась ему в том, что ей угрожал Путин. "Он ей передавал угрозы через Хакамаду. Потому что Аня дружила с Хакамадой, а Хакамада бывала в Кремле. И Аня сказала, что ей была угроза лично от Путина. И я этого не скрываю, готов подтвердить это в любом суде, под любой протокол", - заявил Литвиненко.

К сожалению, подтвердить эту версию под присягой ни Политковская, ни Литвиненко уже не в силах. Остаётся Ирина Хакамада, в чьёй честности и принципиальности никто не сомневается. Однако она, вопреки всем предположениям, опровергла слова Литвиненко о своей причастности к этой истории. "Ну, вы что, с ума сошли! С того времени как я последний раз была в Кремле прошло уже три года. Три года я не посещала Кремль – не ходила ни к Путину, ни к Суркову, ни к кому другому, - прокомментировала она слова Литвиненко Yoki.ru. - Меня все время пытаются во что-то втянуть. Не знаю, что им нужно от меня. Это бред, понимаете, я ничего не могу сказать, это бред. Думаю, что Литвиненко ничего не знал. Он уже давно живёт в Лондоне, поэтому я не понимаю как он мог что-то знать". Действительно, с туманного Альбиона гораздо лучше видно всё, что происходит в России. Оттуда же довольно безболезненного можно заявлять о самых невероятных вещах, вплоть до организации вооружённого переворота в России - английское правосудие, как это подтверждалось не раз, всё стерпит.

Вызывает некоторое удивление и предсмертное признание Литвиненко, в котором он, опять же, во всём обвиняет Кремль. Почему это обвинения прозвучали за несколько часов до смерти, а не сразу же после того, как разведчик попал в больницу? Понятно, что признание данное перед смертью выглядит впечатляюще. Однако вряд ли человек, если он, конечно, находится в здравом уме и твёрдой памяти, будет скрывать важные сведения до того момента, когда узнает, что через несколько часов умрёт. Но другой вопрос в том, что Литвиненко сделал своё заявление как раз потому, что надеялся выжить.

Мы уже писали о том, что даже такие же как и Литвиненко беглые офицеры ФСБ были уверены, что отравителя следует искать среди ближайшего окружения Бориса Березовского, которому Литвиненко доверял. Но уже через несколько дней бывший полковник КГБ Олег Гордиевский, слегка корректирует свои показания, предполагая, что люди из окружения Березовского были завербованы Кремлём. Правда в этом случае опять же непонятно, зачем было нужно травить послушного исполнителя, вместо того, чтобы отправить в мир иной главного кукловода? Но дело даже не в этом. Собственное расследование по делу об убийстве Политковской Александр Литвиненко вёл, поскольку подозревал... самого Бориса Абрамовича. Уж слишком многое в деле об убийстве журналистки указывало на лондонский след и Литвиненко, помимо того, что хотел получить в свои руки рычаги влияния на Березовского, хотел таким образом обезопасить свою жизнь от "неожиданных" покушений. Не вышло. Скорее всего, слухи об активности Литвиненко в "неправильном" направлении дошли до ушей Бориса Березовского и участь экс-полковника была решена. Другое дело, что, возможно, "друзья" Литвиненко пообещали дать ему противоядие в обмен на записанное на плёнку признание. Но вот только вместо противоядия Литвиненко ввели что-то совершенно другое. И тот умер. Всё просто.

Однако английские врачи были совсем не в курсе политических интриг, а потому недоумевали как по поводу яда, так и по поводу причин неожиданной кончины Литвиненко.

Первоначально рассматривалась версия об отравлении экс-полковника таллием. С той или иной долей сомнения именно о таллии, как о токсичном веществе, попавшим в организм Литвиненко говорили на протяжении почти трёх недель. Сомнения вполне объяснимы: данные экспертизы не давали 100-процентных оснований говорить именно о смертельной дозе таллия, как причины недомогания. В конце концов врачи стали отходить от версии с отравлением, предполагая, что все загадочное состояние тяжелобольного все более походило на симптоматику рака в последней 4-й стадии. Стало также понятна причина резкого облысения пациента. Как оказалось, он был подвергнут интенсивной химеотерапии, от которой Литвиненко стало только хуже. Не надо быть семи пядей во лбу медицинским светилом, чтобы понять элементарное – при отравлениях химеотерапия не применяется, пишет Правда.Ру.

Был ли это действительно рак? Возможно. Но вряд ли Литвиненко успокаивала эта версия. Скорее всего он и сам верил в то, что был отравлен таллием. И потому был спокоен. Как профессиональный разведчик он знал, что против отравления таллием есть противоядие. И тому есть исторические подтверждения.

Так, например, известна история отравления таллием немецкого гражданина Вольфганга Вельша. По словам доктора Вельша, это было в 1981 году во время поездки в Израиль. Но недомогание пострадавший почувствовал только после того, как вернулся в Германию. Положение усугублялось ещё и тем, что врачи не предполагали того, что их пационт был отравлен ядом. "И только в самый последний момент обнаружили, что я получил дозу таллия, в несколько раз превышающую смертельную", - рассказывает г-н Вельш радио "Свобода". "Уже намного позже, в 1989 году, у меня появилась возможность ознакомиться с документами "Штази" (разведка ГДР. - Прим. авт.). Среди них документов я обнаружил список с изложением свойств токсических веществ. Этот список был создан при содействии профессора берлинского Университета Гумбольдта. Он включал в себя яды, которые сложно или невозможно распознать в организме. Среди них был таллий, который к тому времени уже использовался КГБ. А так как это были дружественные организации, то немцы быстро включили таллий в свой список. Присутствие в организме таллия очень сложно доказать. Главный врач клиники, где я лежал, был специалистом по токсикологии. И даже он не смог поначалу обнаружить яд. А затем он просто не поверил, что у него находится пациент, получивший несколько смертельных доз таллия".

Так что не исключено, что когда к Литвиненко пришли доверенные люди Березовского и поговорили начистоту, предложив тому перестать копать под Бориса Абрамовича и работать дальше не подозревая друг друга ни в чём, взамен на противоядие и соответствующее заявление, Литвиненко не мешкая ни минуты согласился.

Что за противоядие ввели Литвиненко, стало ясно спустя несколько часов. Представитель надзорной службы британского здравоохранения профессор Роджер Кокс заявил, что в анализах мочи Александра Литвиненко обнаружены следы остаточной радиации, вызванной, скорее всего, веществом полонием-210. По словам профессора, это вещество является вредным только в том случае, когда оно попадает непосредственно в организм, где причиняет вред внутренним тканям и органам. Правда о том, почему же полоний не удалось обнаружить ранее, профессор не уточнил, но и без этого было видно, что вся британская медицина вздохнула с облегчением - причина смрети, пусть формальная и странная, выявлена. остальное их не волнует. Честь белого халата спасена.

Обрадовались подобному повороту событий и британские спецслужбы, ответственно заявляя, что высокообогащённый "полоний", который использовался для убийства, можно получить только "с помощью ядерного реактора или ускорителя частиц". А поскольку ничего подобного на территории Великобритании не производится, то значит "полоний-210" мог быть завезён из-за рубежа. И не исключено, шёпотом добавляют они, это дело агентов иностранных разведок. Честно говоря, этим своим признание английские контрразведчики сами себе выкопали могилу, заявив фактически о том, что кто угодно может запросто приезжать в их страну и травить кого ни попадя. Но зато у Бориса Абрамовича, играющего в Англии роль жены Цезаря, опять развязаны руки. Он-то, опять ни в чём не виноват.

Дмитрий Носов