Политика

Модернизация: с Западом или без?

Россия взяла курс на модернизацию. В своём послании Федеральному собранию президент страны Дмитрий Медведев отметил, что "наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России", для чего "мы сами должны поменять свои подходы, больше думать о том, как выстраивать совместную работу". Проблема лишь в том, что страны Запада совершенно этого не хотят.

В начале ноября этого года сорвалась сделка по покупке немецкого автоконцерна Opel канадско-российскому консорциуму Magna-Сбербанк. В смене собственника автопредприятия были заинтересованы все - от властей Германии до владельца контрольного пакета акций - американскому концерну General Motors. Но лишь до того момента, пока не стало ясно, что наиболее реальным покупателем является российская сторона. По всей видимости, именно это и повлияло на решение совета директоров GM отказаться от сделки. По крайней мере, правительство США подсуетилось - и председатель совета директоров концерна с облегчением заявил, что их финансовое положение налаживается, а потому...

А вот германским властям было не до смеха. Канцлер Ангела Меркель назвала это "поражением", премьер-министр федеральной земли Гессен Роланд Кох утверждал, что General Motors "растоптал" старания Европы найти оптимальный вариант выхода "Опеля" из сложной финансовой ситуации, а глава правительства земли Северный Рейн - Вестфалия Юрген Рютгерс и вовсе назвал поведение американского концерна "гадким мурлом турбо-капитализма". Более того, в знак протеста против решения руководства концерна в отставку ушел глава европейского подразделения GM Карл-Петер Форстер, утверждающий, что никакого нового плана санации "Опеля" не существует. И их можно понять: GM уже объявил о намерении сократить 20-25 процентов производственных мощностей на европейских заводах Opel и Vauxhall и уволить 10 из 55 тысяч работников.

Эксперты склонны считать, что причиной срыва сделки стали не финансовые, а политические мотивы. Уж очень не хочется кое-кому видеть Россию в качестве равноправного сильного партнёра.

Запад готов помогать в строительстве демократических институтов, поставлять "ножки Буша", организовывать сборочные производства и даже приветствовать русских олигархов на рынке недвижимости. Но делиться интеллектуально-технологическими ресурсами, а тем паче допускать саму возможность стратегического слияния с Россией на партнёрских правах - ни-ни. Не для того столько лет они качали из России "мозги", чтобы вот так запросто возвращать их обратно. Их вполне устраивает потребительское сближение. "Положение наше с Западом - не симметричное, это надо ясно понимать, - считает публицист Леонид Радзиховский. - Что им от нас надо - они и так имеют. Что нам от них надо - мы не имеем. Россия-труба вполне устраивает Запад. И он готов сделать все - без всяких военных угроз, - чтобы сохранить Россию в положении: "нефть - в обмен на готовые продукты".

Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк видит и ещё одну причину возникшей "недоговороспособности". По его словам, чтобы совершить модернизационный рывок, России нужны "новые передовые технологии, новые передовые знания и управленческий опыт, которых в России нет в силу известных причин, но которые есть на Западе". Но Запад, вместе с тем, понимает, что "одно дело - вкладывать капиталы в Грузию, которая никому ничем не грозит", и совсем другое - "в такую огромную страну как Россия, которое неизбежно приведет к тому, что эта страна станет еще более мощной, еще богаче".

Похоже, что многие западные политики так и не освободились от комплексов времён "холодной войны". Причём страдают от этого не только они сами, но и, как в случае с "Опелем", совершенно посторонние, никак не завязанные в идеологическом конфликте люди.

Леонид Радзиховский видит решение проблемы в снятии "ненужной, пиаровской конфронтации", что, конечно, не даёт "быстрой прагматической выгоды, но постепенно создаёт режим доверия" между Россией и Западом. Виктор Кременюк в свою очередь, обращает внимание и на то, что меняться предстоит не только западным "акулам империализма", но и нам самим. "По моему мнению, это зависит от того, как будет строиться политика внутри страны и политика России в отношении зарубежных инвестиций. Без надежности, без предсказуемости инвестиции не придут. Задача российского правительства не просто провозгласить определенную линию, а создать приемлемый инвестиционный климат. Если президент, правительство, Дума решат проблему создания благоприятного инвестиционного климата для прихода передовых технологий, тогда можно сказать, что отношения немного выровняются", - подчеркнул политолог.