Политика

"Эхо" одного предательства

Сегодня основным акционером "Эха Москвы" является "Газпром", которому принадлежит 66% всех акций ЗАО "Эхо Москвы" (34 % поделены между журналистами радиостанции, из них 18 % принадлежат лично Алексею Венедиктову). Ситуация более чем парадоксальная: государственная структура финансирует оппозиционную власти радиостанцию. Зачем это нужно "Газпрому" - вопрос отдельный. Часть экспертов полагает, что "Эхо" играет роль паровозного свистка для выпуска оппозиционного пара. Другие же уверены, что радиостанция выполняет ту же функцию, что и знаменитая кунсткамера - где же ещё как не на "Эхо Москвы" можно лицезреть весь спектр "несогласных" политиков!

Представители радиостанции, впрочем, уверены в том, что это не "Эхо Москвы" получает деньги от "Газпрома", а "Газпром" живёт на деньги радиостанции, которая та получает от рекламы и выплачивает в качестве дивидендов своим акционерам.

Может быть и так. Но у "Эха" нет крупных рекламодателей, а основной доход идёт от рекламы средств для похудания и прочих медицинских и псевдомедицинских препаратов. В Интернете до сих пор вспоминают историю о том, как на "Эхе" крутилась реклама дорогостоящих пищевых добавок, которые под видом чудодейственного лекарства впаривали пенсионерам, которые и являются основными слушателями "разговорного" радио.

Что касается прибыльности от размещения рекламы, то не так давно было принято решение о том, что продавать рекламное время на шести радиостанциях холдинга "Газпром-медиа" будет департамент рекламы холдинга, созданный на базе "НТВ-медиа". Как пояснил гендиректор "Русской медиагруппы" Сергей Кожевников, причиной создания данного подразделения стала низкая эффективность работы собственных рекламных служб радиостанций. По итогам девяти месяцев рекламные сборы станций "Газпром-медиа" составили около 220-240 миллионов рублей, из которых примерно половину обеспечило "Эхо Москвы". Итак, порядка 100 миллионов прибыли, из которых, по версии "эховцев", более половины уходят "Газпрому". Наивно было бы предполагать, как то, что "Газпром" вообще замечает такую "прибыль", так и то, что оставшихся денег хватает на содержание огромного штата, аренду помещения на Новом Арбате и т.д.

Кстати, когда писателя Александра Проханова спросили, как он относится к тому, что "Эхо Москвы" финансируется "Газпромом", то он высказал пожелание, "чтобы эта радиостанция по-прежнему получала нефтедоллары", поскольку "Эхо Москвы" не смогло бы существовать без финансирования, но это, видит Бог, единственная политическая радиостанция, которая осталась в России, которая дает возможность выступать на своих волнах и Лимонову, и такому, как сказал недавно Марк Дейч, нацисту в эфире".

Но если Проханов всего лишь использует "Эхо" как доступную трибуну, то политические обозреватели радиостанции, заявляющие о себе как о последовательных противников действующей власти, которые никогда не пойдут на сотрудничество с "преступной властью", готовы на несколько минут забыть о своём политическом кредо в дни получения зарплаты.

И ещё. Вполне вероятно, что вскоре "Эхо Москвы" сменит хозяина. Вот уже долгое время идут разговоры о том, что газовому холдингу не совсем удобно управлять своими непрофильными медиа-активами, в приобретении которых заинтересован холдинг "Национальная медиа-группа" Юрия Ковальчука. Так что не исключено, что процесс по оптимизации медиа-активов холдинга не что иное, как предпродажная подготовка.

Сохранится ли "Эхо Москвы" в своём нынешнем формате? Скорее всего - да. Потенциальный покупатель стоит к Кремлю ещё, пожалуй, ближе, чем "Газпром", так что "бонус" в виде "оппозиционной радиостанции" похоже является необходимым условием возможной сделки. А вот смогут ли Юлия Латынина, Евгения Альбац и прочие "правдорубы оппозиции" вновь пойти на сделку со своей совестью, - если, конечно, она у них есть, - и продолжать получать зарплату из лап "цепных псов кровавого режима"? Хотя нет, ведь это г-жа Латынина оказывается своим потом и кровью зарабатывает деньги, чтобы содержать огромную газовую корпорация, не уставая при этом с ней же и бороться. Воистину, врагу не пожелаешь такой участи.

Арсений Степанов