Политика

"Антикасьяновцы" отпраздновали совершеннолетие

Торжественное заседание Центрального Комитета "Демократической партии России", посвященное 16-летию организации, началось с конфуза. Председатель партии Андрей Богданов предложил не нарушать традицию и начать работу под звуки российского гимна. Прошло 30 секунд. Но в зале продолжала царить напряжённая тишина.

Выяснилось, что звуковое сопровождение опаздывает, так что Богданову ничего не оставалось, кроме как вздохнуть и, сославшись на технические трудности, перейти к делу. А пока президиум давал вводную, на галёрке кипела работа по исправлению недоразумения. "Касэту давай" - сердито шипел на кого-то мужчина с магнитофоном, но плёнка то ли куда-то затерялась, то ли исполнение гимна стало уже не актуально, поскольку партийцам надо было много чего сказать друг другу.

Начали с проблем. Зампредседателя партии Вячеслав Смирнов оповестил собравшихся о том, что 16 июня стукнет год с момента проведения прошлогоднего съезда партии, а 10 июля Федеральная регистрационная служба начнёт проверку партии в рамках её перерегистрации. И вот здесь-то проблем остаётся ещё воз и маленькая тележка.

По словам Смирнова, на сегодняшний момент лишь примерно треть отделений приведена в соответствие с требованиями законодательства, ещё одна треть подала документы и находится в режиме ожидания, а оставшаяся треть просто не подает признаков жизни. С другой стороны, не всё так плохо в королевстве датском. Как говорится, если где-то что-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет. Вот и ДПР, испытывая трудности с рядом регионов, продолжает пополняться новыми отделениями - в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Хакассии.

Но вкинув каплю оптимизма, Смирнов опять перешёл к проблемной стороне вопроса. Оказывается, развитию партии мешает не только халатность некоторых руководителей, но и кознями со стороны конкурентов. В Рязани, например, был раскрыт заговор против ДПР со стороны СПС и "Единой России", вступивших в сговор с одной-единственной целью - не дать возможности пройти государственную регистрацию ДПР. А в Курске и того хуже. Как рассказал собравшимся курский товарищ, сначала губернатор области в каждом своём выступлении призывал не голосовать за "партию Касьянова", потом лидер ЛДПР Владимир Жириновский предупреждал курян, что тем ни в коем случае не следует отдавать свой голос за ДПР... в общем, только что пули не свистели у над головой.

Но, поплакавшись немного друг другу в жилетку, члены главного руководящего органа партии приступили к делу. Лидер партии Андрей Богданов напомнил присутствующим, что "Демократическая партия России" не просто одна из старейших партий, но и едва ли не единственная из всех политических структур, ни разу не менявшая своего названия. В отличие от некоторых других, которые убирали и вставляли в название слово "демократический" исходя из политической ситуации. Для тех, кто не в курсе, Андрей Богданов рассказал и причинах, заставивших будущих основателей ДПР выйти из "Демократической России". Скандала, впрочем, никакого не было. Просто несколько членов ДР не смогли мириться с тем, что избиравшиеся от партии лица, очень редко снисходили до возможности встретиться с однопартийцами и отчитаться перед ними о своей деятельности. Исходя из этих и ещё нескольких причин, лидер ДПР сделал вывод: "Если на выборы 2007 года выйдут 3-4 партии правых направлений, то ни одна из них никуда не пройдет. Это будет смерть всего правого крыла, - сказал А. Богданов. - Поэтому мы вправе сделать предложение об объединении правому демократическому крылу. Причём оно должно идти снизу". После чего и предложил, каким образом должно происходить формирование демократической коалиции.

Несмотря на непривычную для российского уха слово праймериз, суть системы достаточно проста и эффективна. В каждом населённом пункте организуются избирательные комиссии, партии выдвигают своих кандидатов, народ голосуют за них, затем подсчитываются голоса и определяется тройка лидеров. При этом Богданов особо подчеркнул, что в целях соблюдения демократических процедур и дальнейших обвинений в подтасовке результатов, ДПР настаивает на том, чтобы комиссию возглавляли представители других демократических партий, будь то "Союз правых сил" или "Яблоко". Затем, эти тройки региональных лидеров собираются в Москву на Демократический Форум, где, исходя из представленности партий, будет решено под чьим партийным флагом демократы пойдут на выборы.

Такая процедура, по мнению Богданова, необходима по трём причинам. Во-первых, "мы все уже устали от такого порядка, когда лидеры партий, сидя в ресторане решают, какого кандидата где поставить, делят голоса, региональные отделения... избиратель должен сам решать", - сказал Богданов. Во-вторых, согласно новому законодательству, на выборах в Государственную думу любые коалиции и блоки запрещены. Таким образом, объединение должно происходить на основе одной партии. Но "Явлинский, Белых и Рыжков никогда не договорятся под каким флагом идти, кто из них должен быть первым", — заметил Богданов, пояснив, что процесс объединения, который затеяли Белых с Явлинским, давно уже зашёл в тупик. "Это бред сивой кобылы, написанный студентами кулинарного техникума, решающими как жарить яичницу, - прокомментировал Богданов недавний Меморандум, выпущенный СПС и "Яблоком". - Об объединении они заявили прошлой осенью, а сейчас говорят, что считают начатый диалог полезным и перспективным".

Идея демократам понравилась, однако тут же всплыли два вопроса: на какие деньги всё это делать и как поступать в том случае, если кто-то из политических коллег-конкурентов не согласиться участвовать в этом процессе.

С первым вопросом разобрались достаточно быстро. По словам лидера ДПР, партия заключила договор с Национально-демократическим институтом, который и поможет провести непосредственно саму процедуру выборов.

Со второй проблемой пришлось повозиться, поскольку далеко не все присутствующие испытывали нежные чувства к соседям по политической поляне. "СПС и "Яблоко" в моём и народном сознании - это дерьмократы, - выразил общее мнение один из участников совещания. - И нам не нужно с ними объединяться, потому что в этом случае о нас будут думать точно также". Лидеры других региональных отделений также высказали свои соображения по поводу возможного объединения. Как можно догадаться, лестных слов в адрес СПС и "Яблока" практически не прозвучало.

Но демократическое сознание взяло верх. Андрей Богданов сообщил, что на сегодняшний день проведены переговоры некоторыми региональными отделениями нелюбимых дэпэпровцми партий, которые поддержали идею проведения праймериз. Лидер ДПР отметил, что федеральное руководство, конечно, может отказаться от его предложения, но в этом случае он не ручается за их судьбу. "В низах недовольны действиями федерального центра, - сказал он. - И я думаю, что региональные руководители на ближайшем съезде зададут своим лидера соответствующие вопросы, вот тогда я посмотрю, как будет извиваться тот же Белых", - зловеще добавил лидер ДПР и выложил на стол оставшиеся козыри, которые, по его мнению, должны будут помочь ДПР в этой операции не выглядеть мальчиками для битья.

Во-первых, в ДПР больше членов партии, чем у их потенциальных конкурентов. Так, уже к концу года демократы намерены довести численность партии до 120 тысяч человек. Во-вторых, ДПР является инициатором проведения праймериз, так что уже на этом этапе получает преимущество. И в-третьих, "мы с вами прекрасно знаем, как наши люди работают в поле, - сказал Богданов. - Мы и раньше проводили избирательные кампании, обеспечивая голоса всё тем же СПС с "Яблоком", которые до сих пор нам должны за эти выборы", - подчеркнул он, намекнув на полную политическую несостоятельность вероятного противника.

В принципе, стратегия поведения ДПР ясна как божий день - заманить противника в ловушку и аккуратно его прихлопнуть. Причём гвозди в тело партий будут вбиваться членами СПС и "Яблока", которым, в отличие от московского руководства, понравится идея праймериз. И это ситуация будет покруче, чем несуразный бунт Ивана Старикова в СПС. Впрочем, в данной ситуации "Богданов и партнёры" выступят истинными миротворцами, предложив своим собратьям по демократическому лагерю не ломать копья друг об друга, а впервые в жизни прислушаться к голосу народа, голосу своих избирателей.

Игорь Кулагин