Политика

Козлы в огороде рубили "капусту"...

Оппозиционная деятельность в России хоть и связана с определёнными рисками вроде проведения нескольких часов в милицейском околотке, но при всём при этом приносит весьма солидный доход лидерам "оппозиции". По самым скромным подсчётам, по итогам прошедших в марте-апреле так называемых "маршей несогласных", его идеологи и "рулевые" положили в карман порядка полутора миллионов долларов.

Например, бюджет "Марша несогласных" в Москве 14 апреля, по самым скромным подсчётам составлял порядка 700 тысяч долларов, из которых не менее половины суммы так и не дошли до рядового потребителя. Технология "распила бюджета" не нова и многократно обкатана пиарщиками в те благословенные времена, когда огромный бизнес делался на выборах всех уровней. Сюда включается и печать газет и листовок в объеме и качестве, несколько отличающемся от отчётного, и траты на оплату труда "митингующих", а также прочие хитрости пиар-менеджеров, прекрасно описанных в пособиях для начинающих пиар-технологов.

Современные остапы бендеры от оппозиции, дорвавшись до финансовых потоков с Запада и сознавая то, что иностранные благотворители вряд ли соизволят провести аудит деятельности тайно финансируемой организации в чужой стране, получили широкие возможности для махинаций с бюджетом. И если, к примеру, к проведению акций в столицах подходят относительно добросовестно, то в регионах творится нечто невообразимое.

Итак, "Марш несогласных" в Саратове 23 апреля. Вместо заявленных нескольких сот участников, на площадь выходит... один (!) человек, непосредственный организатор акции, председатель саратовского отделения РНДС Александр Рябов. Отсутствие других "несогласных" он объясняет тем, что пять автобусов с участниками митинга, приехавшими из других городов, не смогли припарковаться на площади, в результате чего "было принято решение об отмене акции во избежание возможных провокаций". Автобусов журналистам обнаружить так и не удалось, а вот неудачливый организатор всё же посетовал на то, что обеспечить массовость мероприятия ему помешали "недостаточные финансовые возможности саратовского отделения РНДС".

28 апреля анонсируется "Марш несогласных" в Нижнем Новгороде. И вновь оппозиционеры открыто заявляют о том, что ожидают на марше не менее 500 участников. Но суровая правда жизни вновь даёт о себе знать - на несанкционированный митинг вышло, по разным оценкам, от 10 до 20 "несогласных".

В этот же день "несогласные" грозятся провести акцию и в Челябинске. Но вслед за громкими заявлениями, марш превращается в мини-пикет из десятка человек. Но зато, как сообщают уральские СМИ, лидер свердловского отделения ОГФ уже отправил в ставку планы по проведению на Урале всероссийского "Марша несогласных" в августе этого года. Да и сам лидер ОГФ уже давно заявил о том, что "марши несогласных" охватят все регионы России. "Уличные протесты являются единственным на сегодня конституционным способом давления на власть, - пояснил он. - Другое дело, что надо продумывать наиболее эффективную форму подобных протестов и находить новые возможности, которые позволили бы вовлечь в этот процесс большее число людей".

За размышлениями о "новых формах протеста" тем временем вбрасывается информация о "марше несогласных" в Приморье. Ожидается, что "массовые" акции протеста пройдут и в других городах. Разумеется, что каждая такая акция, независимо от того, будет ли в ней участвовать 1 человек или целый десяток "несогласных", будет преподноситься как свидетельство активности гражданского общества и т.п. Что касается бюджета акций, то элементарное арифметическое действие позволяет судить о сэкономленных средствах.

У мастеров отечественной эстрады есть такое понятие - "чёс". Это поездки по клубам, по стране с целью "срубить" как можно больше "капусты". Иначе говоря, за максимально короткое время при минимальных усилиях получить как можно больше денег. Вот точно такой "чёс", только политический, устраивают и лидеры отечественной оппозиции. В общем, пустили козлов в огород. Впрочем, согласно заявлениям из Лондона и Вашингтона, капусты в российских огородах будет засеяно ещё немало. Вот только на всех её, исходя из сложившейся практики, вряд ли хватит.

Арина Семёнова