Психология

Не подавляйте эмоции на работе. Вредно!

Многие из нас на работе привыкли носить "маску", стараясь ни за что не показывать и не выдавать свои истинные эмоции. По мнению специалистов из Университета Орегона, это может отрицательно влиять не только на здоровье и психику сотрудников, но и на межличностные отношения с коллегами. Свои выводы ученые доказали экспериментально.

Расплата — нервный срыв!

Когда мы находимся в служебной обстановке, нам часто приходится по тем или иным причинам скрывать свои настоящие чувства. Одна из самых частых причин — мы боимся испортить отношения с начальством или сослуживцами, что может привести к увольнению, а новую работу найти нелегко…

Поэтому мы вежливо улыбаемся человеку, которого ненавидим всей душой, и как ни в чем не бывало беседуем с ним о здоровье и погоде. Мы покорно сносим несправедливые замечания шефа, известия о лишении премии и прочие репрессивные меры, так как опасаемся, что "бунт" окажется чреват плохими последствиями.

Хуже всего приходится тем работникам, которые должны подавлять эмоции "по регламенту". В некоторых компаниях существует гласный или негласный запрет на обсуждение личных тем. Неважно, что у тебя стряслось — плохое самочувствие, личная драма, семейные неурядицы: ты обязан оставлять все свои подлинные чувства за стенами офиса и не имеешь права жаловаться на свои трудности, какими бы серьезными они ни были!

А если сотрудник постоянно работает с людьми — скажем, в должности менеджера или секретаря — то ему постоянно приходится "держать" на лице улыбку, даже если деловой партнер или клиент попадается отвратный…

Как показали более ранние исследования, это может становиться причиной эмоционального выгорания, проблем со здоровьем и даже нервных срывов. Например, в одной фирме работала девушка, которая всегда была спокойна и сдержанна, и казалось, что у нее все хорошо. Но однажды она прямо среди рабочего дня вдруг громко зарыдала. Никаких особых причин для этого не было, просто девушка устала притворяться, что у нее все о'кей, и молчать о своих проблемах…

Сыграть реакцию

Пытаясь выглядеть "милыми" с коллегами, мы соблюдаем "правила безопасности", маскировка эмоций якобы уберегает нас от конфликтов… Но так ли это?

Орегонские эксперты попросили четырех актеров посмотреть сцену оргазма из комедии "Когда Гарри встретил Салли", а также грустную сцену из фильма "Чемпион". В первом случае их попросили реагировать естественным образом, а во втором — подавлять свои эмоции или демонстрировать фальшивые эмоции.

Реакцию в обоих случаях засняли на видео. После этого видеоролики показали группе добровольцев, при этом звук на видео отсутствовал. Одни испытуемые видели, какие именно сцены смотрели актеры, другие — нет. По окончании просмотра участников эксперимента спросили о том, как они оценивают эмоции людей на видео и черты их характера, а также хотели бы они пообщаться с этими людьми.

Опрос показал: испытуемые считали тех, кто подавлял свои эмоции при просмотре фрагментов фильмов, менее уступчивыми и более замкнутыми. Если эмоции были поддельными, то актеров оценивали как отстраненных и равнодушных к чувствам окружающих. Наименьшее неприятие вызвали актеры, которые изображали вежливость при просмотре сцены оргазма.

Не переборщите с хорошим тоном!

Специалисты полагают, что подавлять эмоции может быть полезно лишь в некоторых ситуациях. В частности, вежливость большинство людей воспринимают как естественное поведение, которое дает окружающим чувство безопасности.

Если же человек реагирует на острые моменты безразлично, это расценивается как безразличие к окружающим, о таких людях говорят — "до него не достучаться".

Люди же, которые мило улыбаются "по долгу службы" или же просто так, но при этом очевидно, что все их эмоции фальшивы, вызывают недоверие и раздражение.

Поэтому лучше либо быть самим собой и вести себя естественно, либо "сохранять лицо", то есть быть в меру вежливым в соответствии с правилами хорошего тона, считают психологи. А вот непроницаемость или фальшь вряд ли сделают вас популярной личностью. Двуличие всегда настораживает и чаще всего вызывает неприятие.

Читайте также:

В чем секрет обаятельных людей

Девять признаков грядущего увольнения

Опоздания в XXI веке стали нормой