Психология

Легче врать в письменной форме

Когда мы больше всего склонны ко лжи? Недавно группа психологов из университета Британской Колумбии провела исследование, показавшее, что люди чаще лгут при письменном общении с собеседником — например, по SMS, электронной почте, в чатах или в соцсетях. Но им гораздо сложнее говорить неправду при личном контакте, по телефону или по "Скайпу".

В исследовании приняли участие 170 студентов, которых условно поделили на "брокеров", продающих "активы", и "покупателей", которые должны были заработать на котировках акций по итогам эксперимента.

"Брокерам" сообщили, что в ближайшее время котировки акций вдвое снизятся в цене, тогда как "покупатели" были уведомлены об этом лишь после совершения платежа по условной сделке. В процессе эксперимента добровольцы общались между собой, используя все доступные средства связи, такие, как электронная почта, SMS, видео- и голосовые звонки, а также встречались с ними лично. Когда эксперимент завершился, "покупателей" попросили отчитаться в том, не обманули ли их "брокеры" при продаже "активов".

Легче врать в письменной форме. 20405.jpeg

Оказалось, что при контактах в текстовом формате брокеры лгали "покупателям" на 95 процентов чаще, чем при общении по видеосвязи, на 31 процент чаще, чем при личной встрече, и на 18 процентов чаще, чем при контактах по голосовому чату.

По мнению авторов исследования, феномен объясняется просто: если мы слышим голос собеседника, а тем более видим его лицо, то солгать становится труднее. Недаром говорят: "Врет прямо в глаза и не краснеет!" Сказать неправду при визуальном или даже аудиальном контакте с человеком способен не каждый. Ведь по мимике и жестам собеседника, по его интонациям можно догадаться о лжи: не каждый умеет держать себя в руках.

Если же мы общаемся только с буквами на мониторе или экране мобильного, то у нас создается иллюзия "безличного" общения, несмотря на то, что мы прекрасно знаем: наш адресат — реальный человек. Ведь он не видит нашего лица и не слышит нашего голоса. А бумага, как говорится, все стерпит, пусть даже это не бумага, а клавиатура компьютера.

Конечно, людям надо доверять. Однако исследователи советуют хотя бы при покупках через Интернет-магазины не просто делать заказ через Сеть, а обязательно связываться с продавцом по телефону или "Скайпу", чтобы уточнить характеристики товара. Не исключено, что вы получите более полную и достоверную информацию, и если у товара имеется дефект, то продавец не сможет об этом умолчать. Ограничившись же сетевыми контактами, вы приобретаете "кота в мешке".

Кстати, в письменном виде гораздо проще высказать и наболевшее — например, признаться в любви, рассказать кому-либо о своих проблемах или "наехать" на него, сообщить, что вы думаете об адресате и его поступках, чего вы никогда бы не сделали при контактах в "реале". Нам обычно страшно резать правду-матку в глаза или по телефону, а вот в безличном послании — другое дело. Да и мысли выражать письменно для многих легче, чем устно, ведь письмо дает нам возможность подумать, прежде чем что-то написать.

Хотя есть один нюанс: любое письменное свидетельство можно сохранить, и тогда у собеседника появится козырь против вас. Так что порой устный контакт может оказаться безопаснее.

Читайте также:

Нас контролируют через интернет

Почему начальники умнее подчиненных?

Компьютер и мобильник сделают телепатом?