Вы находитесь здесь:   /
rss Новости rss Статьи rss Все
Психология

Идем за большинством. Чтобы выжить

Мы следуем за большинством, чтобы выжить. Мы следуем за большинством, чтобы выжить

Даже если человеку предлагают множество вариантов действий в какой-то ситуации, он чаще всего выбирает тот вариант, который выбрало большинство. Такой конформизм обусловлен не чем иным, как подсознательным стремлением к безопасности. Результаты исследования на эту тему недавно были опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Конформизм и эволюция

Группа психологов провела ряд экспериментов, в которых принял участие 101 доброволец. Им предлагали высказать свое мнение по различным поводам и при этом сообщали, что думает об этом большинство людей. Оказалось, что в тех случаях, когда вариантов мнений было не так уж много, испытуемые с высоким коэффициентом интеллекта реже делали тот же выбор, что и другие. Но если предлагалось большое разнообразие вариантов, то участники чаще разделяли выбор большинства.

Конформизм — это эволюционный механизм, который издревле помогал людям выживать, считают ученые. В первобытные времена человека на каждом шагу подстерегали опасности. Неудивительно, что он выбирал тот тип поведения, что и большая часть его соплеменников: ведь если им удалось пока что остаться в живых, значит, такое поведение безопасно.

Феномен "коррекции"

В наше время конформизм нередко бывает неосознанным. Так, хотя большинство из нас слабо представляют себе характер патогенного воздействия микроорганизмов, все стараются мыть руки перед едой, чтобы обезопасить себя от микробов.

Выбирая, скажем, врача или больницу, мы советуемся с друзьями и знакомыми, и обращаемся туда, куда и они. Если мы выбираем товары или услуги, то также либо спрашиваем чужого совета, либо ищем те, о которых больше хороших отзывов. И, напротив, если большинство дает чему-то или кому-то отрицательные рекомендации, мы принимаем это к сведению.

А кому не знакома ситуация: вы покупаете, скажем, колбасу, и покупатель, который стоит за вами в очереди, спрашивает, брали ли вы ее раньше и как она вам. До этого ему и в голову не приходило купить именно этот сорт колбасы, и в витрине лежит еще с десяток сортов, но человек берет то же, что и вы, только по той причине, что вы на его глазах сделали этот выбор! Хотя ведь вы могли взять совсем другой сорт. И потом, его личные вкусы и пристрастия могут совершенно расходиться с вашими. Никто не гарантирует, что ваша любимая колбаса ему понравится.

Психологи когда-то подметили, что одна из причин того, что мы стремимся к общению с другими людьми — это корректировка нашей логики. Нам часто кажется, что другой человек умнее нас и поступает правильнее. Нам на подсознательном уровне хочется переложить на кого-то другого ответственность за свои поступки и за свою жизнь.

Именно поэтому мы так любим советоваться с окружающими и искать отзывы в Сети. Забывая, что другие точно так же видят в нас "корректоров" своей жизни.

Между тем, все очень индивидуально. Кто-то хвалит определенный сорт шоколада, а нам этот шоколад может и не понравиться… Кому-то идеально подходит данная модель компьютера, а мы ею недовольны… Кто-то в восторге от работы парикмахера или стилиста, а мы, сходив к нему, обзываем его халтурщиком… Так стоит ли тупо полагаться на чужие рекомендации?

Доверяй, но проверяй!

Более логично выбирать то, что соответствует вашим индивидуальным потребностям. Скажем, если вы выбираете духи, постарайтесь сначала перенюхать пробники. Аромат, который по душе кому-то другому, вам может и не подойти. Если вы покупаете какой-то продукт, постарайтесь либо сначала отведать его, либо купите небольшое количество "на пробу". Выбирая технику, забивайте в поисковик те параметры, которые вам необходимы, и не стесняйтесь задавать вопросы консультантам.

Тестируйте любые товары и услуги на соответствие вашим потребностям и не слушайте хор голосов, уверяющих, что это самый лучший вариант. Может статься, полагаясь на выбор большинства, вы приобретете что-то абсолютно "не ваше". А уж рекламу, которая гласит, что "все мои друзья уже выбрали эту марку автомобиля", вообще лучше проигнорировать.

Когда следует доверять чужому выбору? Когда индивидуальных запросов нет и у вас не имеется никаких собственных мыслей по поводу того, что вы хотите. При этом лучше не следовать первому же попавшемуся совету, а проконсультироваться хотя бы с несколькими людьми или пройтись по нескольким сайтам в интернете. Как видите, конформизм бывает полезен не во всех ситуациях.

Читайте также:

Грубость заразна, в том числе и на работе

Быть не таким, как все... Допрыгались!

Как научиться искусству переговоров

 

 

Дарья Любимская

4917
Фотогалерея
Видео
ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»
Система Orphus
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
©2006-2017 Все права защищены
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей за 24 часа Rambler's Top100