Вы находитесь здесь:   /
rss Новости rss Статьи rss Все
Психология

Вопреки разуму: удивительные законы психики

Вопреки разуму: удивительные законы психики. 21179.jpeg

Почему нам хочется дружить с теми, кто очень разборчив в выборе приятелей, влюбляться в тех, на кого ополчилась вся наша семья, и почему в переполненном вагоне метро никто не помогает человеку, которому стало плохо? Эффект Ромео и Джульетты, эффект очевидца, магия труднодоступности — шесть удивительных законов, которым подчиняется наша психика.

Эффект Ромео и Джульетты

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их разлучить. Действует не только на самых юных. К примеру, люди, работающие в одном отделе, могут за пять лет и не взглянуть друг на друга, но стоит тем же самым персонажам познакомиться в чате и выяснить, что они живут за тысячу километров друг от друга, как страстная любовь на расстоянии обеспечена. Все тот же эффект запретного плода: труднодостижимый объект кажется более желанным, чем близкий, а у подростков к этому еще примешивается свойственное их возрасту чувство противоречия и бунтарства.

Эффект очевидца

Чем больше людей присутствует рядом, тем вероятнее, что никто не окажет помощь, если она понадобится. Если вдруг кто-то упадет в обморок в комнате, где присутствуют еще один-два человека, они скорее всего кинутся на помощь. А вот в переполненном вагоне метро соседи по вагону могут даже не обратить внимание на чье-то побелевшее лицо. Раньше психологи толковали это как признак "дегуманизации", происходящей в городской среде, — дескать, мегаполисы делают нас менее человечными. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, это просто неосознанное перекладывание ответственности, хорошо описанное в поговорке "У семи нянек дитя без глазу". Чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них понадеется, что помощь окажет кто-то другой. А в результате ответственность не берет на себя никто.

Эффект труднодостижимости

Социальные психологи так описывают этот феномен: люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Проще говоря, если человек разборчив выборе друзей и не ходит на свидания со всеми подряд, то дружить или встречаться с ним стремится большее количество людей, чем с персоной более доступной. Подсознательная логика проста: если у него есть власть выбирать, значит он занимает более высокое социальное положение, более ценен и привлекателен. Однако это тонкий эффект. Человек, чрезмерно увлеченный демонстрацией своей "труднодоступности", постепенно отбивает у других людей всякую охоту заводить с ним знакомство, становясь все менее социально желанным.

Эффект Пигмалиона

В отличие от мифа о Пигмалионе и Галатее, в психологии эффект Пигмалиона — синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Специалисты провели исследование, в котором доказали, что при равных способностях учащихся ожидания учителей способны повлиять на их успехи, вплоть до показателей IQ. Психологи случайным образом выбрали нескольких школьников из различных классов и рассказали учителям, что это особо талантливые дети, обладающие необычайно высоким потенциалом. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению по сравнению с другими учениками в своей школе. Эффект объясняется просто: зная, что ученик талантлив, учителя вкладывали в работу с ним больше сил, поощряя его к большим достижениям, чем остальных детей. К тому же, на самого ученика действовал эффект убеждения, который транслировали ему значимые взрослые.

Эффект Зейгарник

Мнемический (то есть относящийся к памяти) эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 году Блюмы Вульфовны Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект Зейгарник с успехом применяется в педагогике и искусстве.

Эффект ореола

Каждый в институтские годы слышал поговорку: "Вначале студент работает на зачетку, а затем — зачетка на него". Если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, даже в том случае, если эти мнимые достоинства никак не проявляются. И напротив, при возникновении отрицательного впечатления от человека, наше сознание пытается видеть в нем только плохое. Такое обобщение удобно мозгу: в этом случае не возникает противоречий и полутонов. Поэтому если в первом семестре студент хорошо занимается и готовится к экзаменам, то и во втором семестре часто получает только отличные оценки при том, что работает уже далеко не так старательно. На преподавателей уже действует "эффект ореола", и они стараются натянуть ответ студента на "отлично".

Читайте также:

Ученые оправдали эгоистическое поведение

Транс и кома заставляют мозг работать иначе

Десять секретных "кнопок" нашего мозга

Люди-загадки: управлять силой мысли

Лада Степанова

5693
Фотогалерея
Видео
ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»
Система Orphus
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
©2006-2017 Все права защищены
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей за 24 часа Rambler's Top100