Психология

В спорах побеждают крикуны

Принято считать, что победу в споре одерживает тот, кто приводит наиболее обоснованные аргументы и ведет себя спокойно. Но студенты экономического факультета Вашингтонского университета Джадриен Вутен и Бен Смит пришли к неожиданному выводу, что шансы выиграть дискуссию выше у тех, кто громче кричит. Это помогает завоевывать доверие окружающих.

В ходе своего исследования Вутен и Смит проанализировали свыше миллиарда сообщений в Twitter, которые прогнозировали исход спортивных матчей. Как выяснилось, и у профессионалов в области спорта, и у обычных блогеров процент правильно предсказанных побед и поражений в соревнованиях был примерно одинаков и составлял соответственно 47 и 45 процентов. При этом, если "предсказатели" заявляли о себе как об "экспертах" в спортивной сфере, то их рейтинг доверия составлял в среднем 0,480 балла, тогда как у обычных блогеров — всего 0,313. К тому же, у "экспертов" было больше "лайков" и подписчиков.

Как полагают авторы исследования, дело тут отнюдь не в сбываемости прогнозов. Просто "профессионалы" в своих постах использовали определенные слова, выражающие их уверенность в собственной компетентности, что позволило им завоевать доверие аудитории. Так, вместо глаголов "победить" или "проиграть" они пользовались более эмоционально окрашенными терминами наподобие "размазать" или "уничтожить". В итоге их посты и комментарии выглядели "кричащими".

Чтобы добиться положительного результата во время дискуссии или вызвать доверие, вам следует выглядеть в первую очередь максимально убедительным, считают исследователи. Конечно, лучше всего, если вы досконально знаете тему и приведете неоспоримые аргументы, но даже если вы в глубине души не слишком уверены в собственной правоте, то у вас есть шанс на победу. Если вы не боитесь повышать голос…

Давайте посмотрим, как обычно ведут себя скандальные люди. Предъявляя свои претензии, они стараются перекричать собеседника, доказывая ему свою правоту. Оппонент, который кричать не умеет или считает это недопустимым, в этом случае чаще всего пытается урегулировать конфликт мирным путем или вовсе уйти от него, нередко при этом соглашаясь хотя бы частично удовлетворить требования скандалиста, лишь бы тот перестал орать… Как правило, именно этого скандалист и добивается. Если вслушаться в его крики, то очень часто можно обнаружить, что в них нет ничего рационального и конструктивного, это могут быть просто жалобы или оскорбления в адрес оппонента либо лиц, которых он считает виновными в своих проблемах.

Мы можем сочувствовать тому, кто не кричит, а ведет себя сдержанно, но на подсознательном уровне человек, способный с пеной у рта отстаивать свою правоту, вызывает гораздо больше доверия, чем мямля.

"В идеале вы должны выглядеть уверенным и знать наверняка то, о чем говорите, — советует Джадриен Вутен. — Но в случае, если второе невозможно, достаточно просто громче кричать, это придаст вам уверенность, и окружающие последуют за вами".

Хотя злоупотреблять "методикой громкого крика", разумеется, не стоит. Возможно, в каких-то ситуациях это и поможет вам добиться своего, но вы прослывете грубым и невоспитанным человеком, что сократит ваш круг общения.