Религия

Что заставляет нас верить в иррациональное?

Почему одни люди религиозны, другие суеверны, а третьи являются материалистами? Все зависит от конкретных обстоятельств, считают исследователи. Так, мы склонны верить в сверхъестественное, когда нам сложно повлиять на исход дела, и особенно в тех случаях, когда полученные нами результаты будет оценивать кто-то другой, а не мы сами…

Исследование о вере в приметы представителей разных профессий

Команда американских ученых во главе с Эриком Хамерманом из Университета Тулейна в Новом Орлеане попыталась выяснить, почему представители некоторых профессий - например, политики, военные, артисты и спортсмены — чаще других верят в приметы и склонны соблюдать определенные ритуалы накануне ответственных мероприятий.

Сначала исследователи предположили, что в таких областях, как политика, военное дело, искусство и спорт, нет определенности и трудно повлиять на последствия совершаемых действий… Однако в науке тоже далеко не все определенно, и тем не менее, ученые не так суеверны…

Тогда экспертам пришло в голову, что к религии и вере в приметы обращаются чаще те люди, которые работают на результат - скажем, участвуют в различных конкурсах и состязаниях. Чтобы проверить эту версию, они обратились к нескольким добровольцам, попросив их поучаствовать в ряде конкурсов и викторин. Но в одних случаях участникам говорили, что это нужно только для "проверки читаемости шрифтов", а в другом — что их ответы будут оценивать психологи.

При этом в процедуру тестирования специально вводились различные "приметы" типа изменения цвета фона на экране монитора. Также испытуемым предлагалось принести с собой "талисман" или выбрать его среди предложенных предметов…

Оказалось, что если добровольцам говорили, что их ответам будет даваться оценка, они предпочитали полагаться на приметы — например, самостоятельно выбирать цветовой фон для викторины или использовать "талисманы" вроде "счастливой" ручки, которой они заполняли анкету. В ряде случаев те, кто полагался на иррациональное начало, действительно показывали лучшие результаты. По мнению Хамермана, вера в "помощь потусторонних сил" придавала им уверенности в себе. Но, с другой стороны, подчеркнул ученый, эта вера не сделала их более умными или знающими.

Чем меньше знаний, тем больше суеверий

Считается также, что чем меньше знаний у человека, тем он более суеверен. Это относится также и к религии. Недавно американские ученые, исследуя связь между восприятием священных текстов и уровнем образования, обнаружили, что малообразованные люди больше склонны к буквальному толкованию содержания Библии (это называется библейским литерализмом). То есть они воспринимают все описанное в Библии как реально происходившие события, не анализируя ее на предмет аллегорий и элементов мифологии, а также литературного вымысла. Именно такие люди наиболее догматичны, и Библия для них является истиной в последней инстанции…

Кто больше склонен верить

Также выяснилось, что женщины намного больше склонны верить в Бога, чем мужчины. Это показал опрос, проведенный сотрудниками Университета Эссекса. В нем приняли участие более девяти тысяч жителей Британии 1970 года рождения. Среди опрошенных представителей сильного пола 54 процента назвали себя атеистами или агностиками. Среди же представительниц слабого пола таковых оказалось всего 34 процента.

Больше всего в существование Бога верят представители мусульманской конфессии. Около 88 процентов мусульман заявили: у них нет никаких сомнений в том, что Аллах существует.

В то же время, всего 35 процентов мужчин и целых 60 процентов женщин сообщили, что верят в загробную жизнь. Причем это не всегда имело отношение к вере в Бога. Так, четверть из объявивших себя агностиками признались, что веруют в жизнь после смерти. А почти треть назвавших себя верующими, но временами испытывающими сомнение в существовании Бога, отрицали загробную реальность…

"Вера или неверие в Бога и в жизнь после смерти не всегда идут рядом. Почти треть респондентов, верящих в Бога, не верят в загробную жизнь", — прокомментировал руководитель исследования профессор Дэвид Воас.

Так что все относительно: люди могут верить в иррациональное начало и бессмертие души, не будучи религиозными, и наоборот. Трудно подобрать какие-то общие критерии, поясняющие, почему человек верит в те или иные вещи. Возможно, тут играет роль личный опыт или опыт близких…