Религия

Елена Лукьянова: "Коммунизм - божеская религия"

Дискуссия о введении в российских школах "Основ православной культуры" не утихает. При этом, голос противников этого предмета слышен гораздо чаще, нежели голос его сторонников. И если позицию представителей иных конфессий и либеральных атеистов ещё можно понять - первые получили, по крайней мере, моральное право говорить о необходимости преподавания в школах национальных республик на равноправной основе основ ислама или буддизма, вторые, как убеждённые борцы с "религиозным мракобесием", считают это оскорблением для самих себя. Но особо стоит выделить в этой схватке идеологов коммунистического движения в России. Дело в том, что позиция современных коммунистов в отношении религии не выглядит монолитной. С одной стороны находятся те, кто считает любую религию, и особенно православие, вредной, время от времени обвиняя церковь в коммерциализации, священников в пьянстве, а паству в святой наивности. С другой те, кто думает прежде всего об имидже партии, утратившей статус единоличного носителя идеологии. Вот и получается, что в то время как лидер КПРФ зачастил с визитами к Патриарху Алексию II, белгородские коммунисты намерены через суд добиваться отмены ОПК.

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию члена КПРФ, доктора юридических наук, профессора кафедры конституционного и муниципального права МГУ Елену Лукьянову.

- Это категорически противоречит Конституции. В первой статье Конституции записано, что у нас светское государство. То есть церковь отделена от государства, а школа от церкви. И это не моя позиция, это не позиция красных, белых, жёлтых или коричневых в крапинку, это позиция права. Если провозглашается светское государство, то никакой религиозный предмет в государственных школах введён быть не может, кроме основ религиоведения, которое бы изучало все конфессии.

КПРФ - это атеизм. Но, тем не менее, у нас предусмотрена возможность для членов партии носить кресты и быть крещёными. Никто не требует от коммунистов быть атеистами, поскольку КПРФ соблюдает Конституцию, предусматривающую свободу слова и вероисповедания.

Я считаю, что православие - это часть населения России. И если ты от него отвлечён, то ты отвлечён от своего народа. Хотя законы православия очень схожи с остальными религиями, существующими на территории России - буддизмом и исламом. Ведь это те же коллективистские корни, те же коллективистские заповеди, тот же приоритет коллективного над личным. Поэтому православную церковь называют ортодоксальной, она не восприняла атомизации общества...

Я тоже иногда хожу в церковь, ставлю свечку за Россию, в основном около иконы Спаса. Хотя в Бога я, честно говоря, не верую. Вы знаете, я могу рассказать смешную историю про то, как меня крестили.

Меня крестили мои студенты в 1991 году, когда мне уже было 33 года. Меня буквально силком привели в церковь, которая находится напротив Моссовета. Батюшка меня спросил: читала ли матушка священное писание? Я ответила: священное писание - нет, устав партии - да. "Ну что же, коммунизм религия божеская, окрестим" - сказал батюшка.