Общество

Пробковая столица

Оказывается, с приходом осеннее - зимнего периода, администрация московского метрополитена решила изменить график работы поездов с 7 до 10 утра и с 17 до 19 вечера, чтобы облегчить жителям Москвы жизнь. В эти расширенные часы пик, московские поезда ходят с интервалом в 90 секунд.

Интересно одно, почувствовали ли сами москвичи каике-то перемены в безумном столичном трафике? Едва ли. Москва за последний год окончательно превратилась в одну большую пробку. И, если раньше пробки были автомобильные и все предусмотрительные автовладельцы не ездили через центр с утра и в обеденные часы, то теперь пробки перебрались и в метро, на автобусные остановки, да даже в торговые центры. Москва уже превратилась в город очередей.

Несмотря на расширение границ часов пик, попасть в поезд с утра все так же трудно. Приходится пропустить, как минимум, два поезда, с тщательно утрамбованными в них людьми, чтобы, наконец-то попасть на свой. А покупкой проездного стоит озаботиться вообще за день до этого, чтобы с утра не выстаивать в очереди за ними, сгорая от стыда под взглядом часов над кассами, которые все настойчивее намекают на то, что на работу вы безбожно опоздаете.

Аттракцион «выйди из поезда на своей станции и выживи» становится ежеутренней программой. Также в ее рамках проходят такие увеселения, как «увернись от клетчатого баула» и постоянные испытания вашего гуманизма и любви к людям, которую невольно, но очень настойчиво стараются ослабить окружающие. Народа в Москве стало действительно катастрофически много. По данным статистики, каждый день в нее приезжает до трех миллионов человек. Кто-то из них остается в Москве надолго, кто-то едет из подмосковных городов на работу, плюс, туристы. И не забудем прибавить это к числу постоянно живущие в столице десять миллионов. Ситуация обостряется «понаехалитутами», которые, впервые попадая в московскую подземку, нагруженные различным скарбом, ничего не соображая из-за бешеного ритма и новой обстановки, пытаются кое-как доехать до нужного им места. Мозг у людей полностью отключается в связи с навалившимися впечатлениями, и они ошалело ставят многочисленные баулы окружающим на ноги, суетятся и «мешают пассажиропотоку». Людей можно понять, им странно, страшно и непривычно в новом городе, но любви от этого в вагонах больше не становится, а наоборот, ее концентрация в воздухе убывает прямо пропорционально жестокому коктейлю из разнообразных духов и пота.

Особенно на просторах метрополитена поражают, конечно, москвичи, видимо, до сих пор не осознавшие что в их городе происходит с человеческим трафиком. В семь утра, когда люди вряд ли могут поднять руку, чтобы почесать нос, некоторые умудряются оборачиваться и требовать, чтобы на них не давили, в то время, как вас самих вдавили в спину недовольного почти пятнадцать человек, которые не удержались во время резкого рывка поезда. Хлопаешь глазами и не знаешь, что ответить. Показателем окончательно наступившего кризиса с человекопотоками в Москве явилась ситуация из жизни. Сегодня автор этой статьи, вылетевший из вагона аки кусок мыла из рук, направился к очередной толчее на подходе к эскалатору. Кое-как протеревшись ( а в метро, судя по всему, так скоро все и будут передвигаться) к подвижному полотну и расслабившись, ожидая, когда эскалатор доставит его на поверхность, был пойман за рукав очень приличного вида женщиной лет сорока. Дама требовала вернуть ей ее мобильный, потому что именно «вы, бессосвестный украли его». С трудом переварив полученную информацию и не зная, то ли смеяться, то ли отогнать дурное видение, я попытался объяснить даме, что расстегивание женских сумок в толпе с целью умыкнуть оттуда мобильный, ни разу не значилось в списке моих интересов. Но женщина настаивала на своем и привела совершенно убийственный аргумент: «Вы ко мне прижимались». На что получила ответ, что в метро, с некоторых пор, все друг к другу плотно прижаты и что скоро эта тенденция перекинется даже на улицу. В итоге все кончилось тем, что дама извинилась за недоразумение, поверив-таки, что мобильный ее мне ни капли не нужен. На том и разошлись.

Вообще, периодически оказываясь на улице часа в три-четыре, очень удивляешься, увидев, что меньше там народу не стало. Где-то даже больше. Вроде бы все уже на работе давно, восьмичасовой рабочий день и так далее. Но нет, людей все так же много. Причем, везде. В кафе, в центральных магазинах одежды стоят очереди в примерочные и яблоку негде упасть. И то же самое в метро. Ладно, студенты, прогуливающие лекции и пенсионеры, которые, судя по всему, находятся в перманентном состоянии движения куда-либо. На рынок, в магазин, поликлиники, куда угодно. Но вот объяснить себе, что делают в таких количествах люди среднего возраста, с виду крепкие мужчины и ухоженные женщины, решительно не получается. Тоже злостные прогульщики? Безработные? По данным статистики в Москве самый низкий уровень безработицы. Значит, гипотеза несостоятельна. У многих «плавающий» график, или они как раз по работе куда-то и выскакивают, или работают два через два дня. И, если в будние дни творится такое столпотворение, то в выходные даже и не стоит думать о поездках в какие-нибудь крупные магазины типа «Ашана» или «Икеи». Это гарантированная пробка, чуть ли не часовой поиск места для стоянки и толкотня во всех отделах этих магазинов. Если, с учетом «плавающего» графика, вы соберетесь в подобное место в будний день, то испытаете тот же самый список удовольствий, возможно, в чуть более сокращенном виде. И, надо заметить, все чаще в очередях слышна речь с акцентом. Москва действительно стала многонациональным городом, раздувшимся и трещащим по швам плотно набитым мешком. Тщательно продуманный и удерживаемый под контролем, как говорит ФМС, приток новых трудовых кадров в Москву, по сути, есть большое благо. Но на деле все оказывается совсем по-иному. Три миллиона в день-это слишком много. В последнее время заметно, что москвичи испытывают чувства уже не расовой неприязни, а злятся, что из-за приезжих им просто-напросто сложно передвигаться по городу. Да и друг на друга злятся, поскольку минимальная площадь личного пространства сузилась чуть ли не до одного метра. Люди жмутся друг к другу в очередях, в метро, на улице, на автодорогах, ощущая себя во враждебной среде, которая есть испытание на пути в родной офис с утра или квартиру вечером.

Если говорить о чудовищных московских дорожных пробках, то сразу же следует вспомнить об автокредитах. Суть в том, что теперь купить машину стало намного проще. О том, что люди, в результате, впрягаются в какую-то чуть ли не пожизненную кабалу, говорить не будем, дело в другом. Автомобиль стал доступен чуть ли не каждому третьему. Пока на машину нужно было копить или очень долго зарабатывать, ездить по Москве было намного проще. Теперь же, когда люди, спокойно купив права (а это, увы, чаще всего так и бывает) берут кредит на автомобиль и выезжают на нем в город, пробки неизбежны. Низкая культура вождения на московских дорогах, обилие водителей-недоучек на необкатанных автомобилях, которые не слишком соображают, как нужно себя вести за рулем, вот основные составляющие добротной пробки. Плюс, не слишком грамотная работа в вопросах постройки путевых развязок со стороны столичной администрации. Видимо, скоро самым актуальным кредитом будет кредит на велосипед, поскольку в очень скором времени это может стать чуть ли не единственным способом не ходить на своих двоих.

Пока люди давят друг из друга кишки, впечатывая в стены вагонов, а на некоторых дорогах можно выходить из машины, чтобы купить сигарет, поскольку она все равно никуда не сдвинется ближайший час, столичные власти продолжают уверять, что часы пик в городе строго лимитированы по времени. Видимо, тот, кто решил, что час пик заканчивается в 7 часов, живет либо глубоко под землей, либо передвигается по городу с помощью ракетного ранца. Город стоит и в 7 утра, и в 9 вечера. Например, в 21.00 многие автобусные остановки просто забиты вялотекущими очередями. И вариант, плюнув на все, взять такси тоже вряд ли сработает все из-за тех же пробок.

Григорий Туманов