Общество

Адвокаты оправдывают подсудимых при помощи МРТ

Находчивость адвокатов, особенно высокооплачиваемых, в процессе защиты подсудимых, давно стала притчей во языцех. В последнее время американские юристы все чаще апеллируют к неврологии. В качестве доказательств невиновности своих подзащитных они предъявляют суду снимки головного мозга обвиняемых, якобы оправдывающие их агрессивное поведение.

Состояние аффекта при совершении преступления действительно может быть признано смягчающим обстоятельством. Но доказать, что такое состояние имело место, невероятно сложно. Ведь мы не знаем, что именно происходило в мозгу у человека, когда он кого-то избивал или убивал. Даже внешние свидетельства не могут в полной мере служить доказательством того, что в момент преступления обвиняемый не контролировал себя. Кстати, аффективное состояние может наступать при приеме алкоголя или наркотиков, а алкогольное или наркотическое опьянение в законодательствах большинства стран, напротив, считаются отягчающими обстоятельствами. Даже если вы потом абсолютно не помните, что творили, вас надолго посадят в тюрьму.

Поэтому адвокаты, отрабатывая свой гонорар, все чаще предъявляют судьям и присяжным снимки, сделанные в процессе магнитно-резонансной томографии мозга. Как сообщила профессор юриспруденции и философии из Университета Дьюка, советник президента США Барака Обамы по биоэтике Нита Фарахани, такие фотографии фигурируют примерно в 5 процентах всех проходящих в стране судебных процессов.

Наиболее часто МРТ-снимки выкладываются в качестве козыря, когда обвиняемыми являются подростки. С их помощью защитники пытаются убедить суд, что несовершеннолетние не в состоянии контролировать свое импульсивное поведение и противостоять психологическому давлению извне.

В отдельных случаях подобная тактика оказывается эффективной. Так, на основании данных МРТ недавно были признаны недействительными показания подростка, арестованного за хранение наркотиков. Адвокат сумел доказать, что признание было совершено под давлением.

Таким образом, получается, что, если никто не догадался сделать снимок головного мозга человека, преступившего закон (да и вряд ли есть хоть одна подобная фотография, сделанная непосредственно в момент совершения уголовно наказуемого деяния), тот автоматически признается виновным, тогда как с индивида, совершившего аналогичное преступление, чьи близкие или адвокат вовремя подсуетились и имеют при себе указанный снимок, демонстрирующий мозговую активность, обвинения снимаются. Это, конечно, полный абсурд!

Если разобраться, то по сути любое преступление, особенно насильственного характера, представляет собой следствие некоей психической аномалии. Человек со стабильной психикой не может просто так пойти и убить кого-то или сделать что-то, заведомо запрещенное законом. В основе преступлений всегда лежит некая страсть — гнев, отчаяние, жажда мести, ревность, алчность, садизм, желание получить любой ценой сексуальное удовлетворение, склонность к авантюрам. То есть некий аффект, ослабление контроля над своими действиями присутствует всегда. В большинстве случаев преступники в той или иной степени осознают, что их поведение недопустимо, но все равно не могут справиться со своими желаниями. Поэтому выставлять их невинными жертвами только на основании информации, выданной магнитно-резонансным томографом, по меньшей мере наивно. Большинство из них вполне вменяемы, они просто не хотят нести ответственность за свои поступки и "тормозить" перед опасной чертой. Если опираться исключительно на "показания" томографов, то получится, что оправдания заслуживает практически любой, кого подвергли обвинениям. К тому же, интерпретация таких показателей — процесс весьма субъективный…

Ряд независимых экспертов считают, что нейробиология никаким образом не может быть применена в судебной и юридической сфере. По словам уже упомянутой Ниты Фарахани, можно использовать эти данные только в статистических исследованиях, но не решать с их помощью судьбу преступников. А по мнению профессора-нейробиолога из Медицинского колледжа Вейл Корнелл Кристины Кодл, сканирование может всего лишь рассказать об особенностях развития головного мозга подростка, а не определить, насколько он склонен к совершению преступления.

Читайте также:

Есть ли у вас номофобия, или Болезни прогресса

Хотите успеха? Почаще мойте руки!

Мозг атрофируется от интернета?

Олланд одобряет брак с покойником