Общество

В соцсетях обнаружен "парадокс счастья"

Большинство членов социальных групп считают, что их друзья более счастливы, чем они сами. Недавно специалисты из Университетов Нью-Йорка, Индианы и Вагенингена попытались доказать это математическим путем, прибегнув к помощи соцсетей. Свое открытие они назвали "парадоксом счастья". Результаты исследования опубликовало издание MIT Technology Review.

Соцсети делают нас неудачниками

Тролль в интернете — это диагноз

Дружба любит счет

Ученые обратились к группе пользователей Twitter, состоящей более чем из 100 тысяч человек, и посмотрели, сколько у каждого из них "друзей". В категорию таковых попадали те, кто состоит друг у друга во взаимных подписчиках (фолловерах). Для "чистоты эксперимента" аккаунты тех, у кого было менее 15 фолловеров, не рассматривались.

Учитывались такие параметры, как число друзей у пользователя, среднее число друзей у его друзей, а также уровень счастья пользователя и средний уровень счастья его друзей.

"Уровень счастья" высчитывался на основе семантического анализа последних 3200 твитов, по шкале от -1 до 1. Это позволило экспертам выстроить диаграммы, соответствующие так называемым "парадоксам дружбы и счастья".

Суть парадокса дружбы в том, что у большинства членов социальной группы меньше друзей, чем в среднем у его друзей. Дело в том, что дружеские связи внутри групп распределяются неравномерно.

Поясним на практике. Предположим, у вас есть 10 друзей. Но среди них при этом есть один, у которого 100 друзей. Разумеется, тем, у кого друзей меньше, кажется, что они менее популярны. В любой социальной сети это видно нагляднее некуда: у одного пользователя всего 30 "френдов", а у другого — более 1000. И не важно, что он заносит в "друзья" кого попало, даже тех, с кем случайно пересекся всего один раз, — все это остается "за кадром"…

"Счастливые" и "несчастливые"

В свою очередь, построение диаграмм позволило разбить всех участников исследования на две группы — "счастливую" и "несчастливую". Оказалось, что в "счастливой" группе, члены которой размещали в основном позитивные твиты, лишь чуть более половины — 58 процентов — полагали себя менее счастливыми, чем их друзья. А вот в "несчастливой" доля таких пользователей составляла около двух третей от общего количества.

Прежде всего, авторы исследования решили проверить, существует ли связь между показателями "счастливости" и ощущением популярности. Они исходили из того, что если член социальной группы ощущает себя менее популярным, чем его друзья (а индикатором этого может служить количество друзей — если у ваших фолловеров оно в среднем больше, чем у вас), то он должен быть менее счастлив.

Тем не менее, зависимости между числом подписчиков и ощущением "счастливости" не обнаружилось. Вернее, и в "счастливой", и в "несчастливой" группах около 90 процентов участников считали, что их друзья более популярны.

По-видимому, на состояние "счастливости" в социальных группах оказывают влияние гораздо более сложные факторы, чем численность фолловеров, например, такие как "заразительность" настроений и сочувствие, говорят специалисты.

Онлайн и "офлайн"

Какие же выводы следует из этого сделать? Прежде всего — что особой разницы нет. Вне зависимости от того, чувствуете ли вы себя счастливым, или нет, вы станете думать, что ваши друзья более счастливы и популярны, чем вы. Просто в "несчастливых" группах большинство ваших друзей будут считать себя несчастливыми. Что не помешает им опять же завидовать своему "окружению".

По мнению авторов исследования, это справедливо и в "офлайновой" жизни. Нам часто кажется, что наши знакомые живут лучше нас и более счастливы. Хотя нередко мы просто не видим чужих проблем, а видим только "обложку" — счастливый брак, успех, материальную обеспеченность. Нам невдомек, что стоит за всеми этими благами и счастливы ли эти люди на самом деле…

В социальных сетях пользователи нередко пытаются казаться более счастливыми и успешными, чем в реальности. Далеко не каждый станет писать о своих проблемах, скорее, он выложит информацию о каких-то радостных событиях. Этим он создает определенный образ, на который "равняются" его друзья и который может абсолютно не соответствовать реальному человеку. Или соответствовать, но весьма в малой степени. Так что не стоит принимать "чужое счастье" близко к сердцу.