Общество

Судебные страсти у церковной ограды

Глава Росимущества получил письмо от Патриарха Кирилла. Предстоятель РПЦ просил Юрия Петрова помочь в возвращении Церкви зданий на Никольской улице Москвы. На этот объект претендует РГГУ - университету не хватает аудиторий. Церковная реституция в очередной раз оказалась болезненной процедурой, а случай с монастырем подтвердил печальную тенденцию.

В письме Патриарха Кирилла главе Федерального агентства по управлению государственным имуществом Юрию Петрову говорится: "Обращаюсь к вам в связи с необходимостью предотвратить передачу третьим лицам имущества религиозного назначения, входящего в состав ансамбля Заиконоспасского мужского монастыря". Патриарх также ссылается на принятый в ноябре 2010 года закон. Согласно закону, бывшие храмы, часовни, и другое недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, должны отныне принадлежать исключительно Церкви.

Заиконоспасский монастырь расположен в историческом ядре Москвы. Идти от монастыря до Кремля пешком - примерно пять минут. С ХIV века рядом с Кремлем располагался греческий монастырь Николы Старого, также известный как Николай Большая Глава. На Никольской улице Москвы, получившей свое название в честь греческого монастыря, в то время располагалась греческая слобода.

По стечению обстоятельств, в греческой обители отбывали тюремное заключение опальные русские епископы. В XVII веке, когда греческие поселенцы переехали за реку Яуза, к церкви Николая на Ямах, Борис Годунов приказал основать русский монастырь. Русская обитель, где во время ектений (одной из главных частей богослужения) уже стали упоминать патриарха Московского, получила наименование Спасской за иконным рядом, или Заиконоспасской.

В русской обители еще долго давало о себе знать греческое прошлое Никольской улицы. При первом игумене Макарии в монастыре начала работать Общенародная школа. В стенах этой школы выдающийся просветитель того времени Арсений Грек впервые в России стал обучать русских людей греческому языку и латыни. Вместе с просветителем в Общенародной школе трудились и другие его соотечественники.

В 1687 году в Заиконоспасский монастырь переехала Славяно-греко-латинская академия, основанная двумя братьями, греческими иеромонахами. Иоанникий и Софроний Лихуды, основатели академии, здесь работали, скончались и были погребены. В 1814 году, когда в Москве уже действовал университет, а академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, в монастыре разместилось Заиконоспасское духовное училище.

К началу ХХ века монастырь стал местом пребывания отбывших на покой архимандритов и архиереев. Здесь доживал свои дни Антонин Грановский, впоследствии один из вождей церковного "обновленческого" движения. В первые годы Советской власти монастырь стал центром "обновленчества", пятой колонны антицерковного движения в Советской России. Когда непокорные большевикам священнослужители больше не могли оказать активного противодействия и нужда в помощи "обновленцев" отпала, монастырь был закрыт. Это случилось в 1929 году. В 1992 году Спасский собор монастыря был передан Церкви. Настоятелем собора стал иеромонах Петр (Афанасьев). Ныне - игумен.

Когда власти возвратили Церкви Спасский собор, сразу возник вопрос о возрождении жизни всего монастырского комплекса. Чтобы в обители поселились послушники и монахи, нужны места под кельи. Более того, при Спасском соборе действует воскресная школа и училище церковного пения. Игумен Петр - руководитель хора "Благозвонница", известного не только в России, но и за ее пределами. Ученикам и хористам тоже нужны места для занятий. Места, конечно, есть. Но прихожанам и насельникам монастыря доступ туда пока закрыт.

Там, где игумен Петр хочет сделать кельи для насельников и учебные классы, располагаются помещения двух ФГУПов. Пропускной режим унитарных предприятий не дает монастырю начать действовать как полноценной обители. Притом что "добро" на открытие монастыря было получено еще в марте 2010 года.

В своем письме генеральному прокурору РФ Юрию Чайке игумен Петр изложил и другие факты. Руководство Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) игнорирует действующее законодательство и попутно обвиняет монастырь в рейдерском захвате. Ряд СМИ, с подачи руководства университета, окрестил монастырь "рейдерами в рясах, а сам университет - "жертвами мракобесия".

В одном издании ситуацию представили так. В университетской аудитории проходят занятия. Внезапно врываются служители монастыря в сопровождении приставов и выгоняют студентов. Геннадий Самойлов, староста Спасского собора, изложил ситуацию иначе.

"Во-первых, в кабинете декана лекция не проводилась, во-вторых, студентов туда специально привел помощник декана - выставить их в качестве эдакого живого щита на пути исполнения правосудия. Вот в двух словах суть так называемого "конфликта". Нас здесь просто, скажем мягко, подставили. Церковь в этой ситуации, по сути, не участвовала вообще, так же как и в судебном процессе. В РГГУ мы пришли лишь затем, чтобы принять от собственника, Департамента имущества города Москвы, эти помещения в пользование", - сказал Самойлов "Интерфаксу" в 2008 году.

Со слов старосты монастыря, РГГУ использовал монастырские помещения отнюдь не для образовательных целей. Например, часовню святителя Николая Мирликийского Гуманитарный университет хотел передать муфтияту Башкирии. Когда в муфтияте заявили, что им такого "подарка" не надо, РГГУ передал часовню коммерческой организации "Фонд развития внебюджетного финансирования". А тот, в свою очередь, сдал часовню... кабинету проктологии.

Ресторан "Годунов", по вине которого монастырь в свое время чуть не рухнул, также, со слов Самойлова, является детищем РГГУ. Студенческая столовая, не проработавшая ни одного дня, с помощью сына бывшего ректора вуза и бизнесмена Макара Карапетяна стала элитным рестораном "Годунов". Директор "Годунова" провернул дело так, что ресторан не платит аренду за помещения. Арендную плату вносит... Заиконоспасский монастырь.

"Это только часть ставших известными монастырю фактов, которые говорят о том, что налицо попытка нарушения действующего законодательства РФ и рейдерского захвата имущества религиозного назначения, причем в двух шагах от Кремля", - сказано в письме, отправленном игуменом Петром (Афанасьевым) генпрокурору Юрию Чайке. Заиконоспасский монастырь держит оборону против трех претендентов в одиночку.

Корреспондент "Правды.Ру" связался с монастырем. В обители сказали, что "сейчас все тихо. Богослужений никто не срывает. Но у монахов нет келий. Детям негде учиться. Есть постановление суда: до 2017 года все отдать монастырю. Но никто ничего не отдает. У РГГУ есть площадь под аудитории, но они хотят помещения именно в центре Москвы. Монахам негде жить. Монахов много. Воскресная школа ютится в десятиметровой комнатушке. Представьте себе, на десяти метрах учится 60 человек". По словам старосты, над учебным классом располагается трансформаторная подстанция, что для здоровья детей очень вредно.

В спорах за церковные помещения аргументы сторон выглядят, как правило, одинаково убедительно. Противники церковной реституции говорят, что Церковь не столько радеет за дела веры, сколько за само имущество. Где имущество, там и деньги. При этом якобы служители Церкви не склонны принимать во внимание интересы простых людей.

В 2010 году жители Соловецкого архипелага, переданного властями Русской Православной Церкви, написали письмо президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину. В письме первым лицам государства соловчане пожаловались на действия новых собственников монастырского комплекса.

В 2001 году Соловецкая обитель получила в пользование остров Анзер. С этого времени доступ на остров для местных жителей был фактически закрыт: "Доступ на остров перекрыт частной охраной, нанятой Соловецким монастырем. За высадку на остров, в нарушение всяких законов, сегодня требуется плата: необходимо заплатить либо за музейную экскурсию, либо посетить остров по "благословению", как стыдливо называется та же самая оплата экскурсий в паломническом бюро Соловецкого монастыря. В нарушение всех конституционных норм свободное перемещение по острову Анзер сегодня запрещено".

Затем монастырь попросил перевести со Святого озера местный яхт-клуб. Это привело к новым жалобам: "Наших детей, занимавшихся в Соловецком яхт-клубе, попросили удалиться со Святого озера в морскую акваторию, где мы не могли обеспечить безопасность их занятий парусным спортом, а потому просто прекратили их обучение. Правда, ходить им стало вовсе некуда - ведь Дворца пионеров у нас отродясь не бывало".

Многие соловчане работают в местном музее. По словам авторов письма, "в 1991 году монастырь вступил в конфликт с Соловецким музеем". В 2009 году "по благословению архимандрита Мефодия во внутреннем дворе комплекса хозяйственных амбаров (федеральных памятников XIX века) была вкопана цистерна мазута и организована неофициальная монастырская топливозаправка".

"Но большинство из нас работает в Соловецком музее. И после того, как директором нашего (федерального!) Соловецкого музея был назначен церковный сановник - архимандрит Соловецкого монастыря, - мы не можем свободно выражать свое отношение к происходящему, потому что собственное мнение грозит увольнением и потерей заработной платы, весьма актуальной при проживании на островных территориях", - пишут местные жители. К вопросу о соловецкой музейной зарплате: "С приходом на должность директора музея архимандрита монастыря, зарплаты были урезаны почти вполовину".

В том же 2009 году прокуратура Архангельской области закрыла некоторые островные дороги и мосты, признав их аварийными. "Соловецкий монастырь игнорировал это постановление прокуратуры. Мы осознали, что больше не живем в Российской Федерации - и вслед за монастырем стали нарушать постановление прокуратуры. Потому что мы считаем, что закон должен быть един для всех", - сообщают в том же письме соловчане.

По словам жителей, в 2009-2010 годах они "всеми силами отбивались от навязываемого им решения о строительстве нового микрорайона для жителей поселка. Предлагалось построить новый микрорайон... в лесу, в нескольких километрах от моря. Видимо, власти не знают, что наша жизнь напрямую связана с морем". Жители недовольны и тем, что теперь туристы не могут жить в частном секторе. "Нам угрожают лишением летних туристических заработков. Никак иначе мы не можем расценить подобные заявления", - говорится в письме.

Авторы письма считают, что Церковь хочет стать единственным монополистом туристического бизнеса на островах: "На острова смогут приезжать только те, кто купит "паломническую путевку", а это значит, что весь оборот соловецкого туристического бизнеса попадет в один широкий карман - церковный. Это даже не разделение по "религиозному признаку. Фактически, это захват соловецкого туристического бизнеса, благодаря которому мы живем на островах. Лишив нас заработка, вы обречете нас покинуть свою родину - Соловецкий архипелаг. То есть - мы можем стать первыми гражданами России, вынужденными просить убежища за рубежом из-за религиозных притеснений на родине".

Страсти и тяжбы возле церковных стен не утихают. И, судя по всему, продолжение следует...