Общество

Без печати, но диплом. Религиозное образование стало подконтрольным государству

Российское образование постигла очередная реформа. Во вторник Государственная Дума одобрила в первом чтении закон об аккредитации религиозных учебных заведений. Проще говоря, человек закончивший семинарию теперь такой же специалист, как и инженер-механик.

Раньше религиозные учебные заведения аккредитации не подлежали. Т.е. по их окончанию диплом то давали, но свой, религиозный. Таким образом, выходило, что выпускники религиозных учебных заведений образования никакого не получали. На деле, их познания могли использоваться только на церковном поприще. Ситуация была несколько абсурдной, так как западных религиозных специалистов Россия признавала, а своих нет. Теперь же духовные специалисты получат дипломы государственного образца и специальность их станет называться «теология».

«Законопроект расширит правовые возможности для интеграции учреждений профессионального религиозного образования в систему образования страны» - отмечают авторы разработки. По их же мнению, признание государство семинарий – это еще один шаг к прекращению дискриминации верующих в стране и разрыв грани между светским и духовным образованием. Зачем стране рвать церковно-светскую грань и в чем конкретно состоит дискриминация верующих, понимают, видимо, только чиновники.

Аккредитация церковных учебных заведений – инициатива исключительно правительственная. В том числе поддерживали ее Владимир Путин и первый вице-премьер Дмитрий Медведев. «Выглядит странно и несправедливо, когда те, кто окончил духовные высшие учебные заведения, не имеют права госпризнания своего документа об окончании академии или семинарии» - прокомментировал Медведев.

Зачем же это понадобилось государству? По словам Андрея Себенцова, ответственного секретаря правительственной комиссии по делам религиозных объединений, интерес государства заключается в контроле над подобными заведениями. Без государственного стандарта преподавать там могут все что угодно. Может секта возникнет, а то и вообще экстремизмом запахнет. Плюс чиновники заинтересованы в том, чтобы преподавали в образовательных центрах квалифицированные российские специалисты. Ведь нередка ситуация, когда в исламских вузах лекции читают арабы, которые не знают российского менталитета и общественных реалий.

Церковники против госдипломов ничего не имеют. По словам помощника ректора по общим вопросам Московской духовной академии иеромонаха Мелетия, это дает множество привилегий. Одна из которых – отсрочка от службы в армии. Однако иеромонах отмечает, что государственный интерес в этом вопросе куда больше церковного. «При современной общественно-политической ситуации государству важно знать, чему учат в духовных учебных заведениях, в частности в мусульманских, да и в православных тоже», – заявил отец Мелетий. Чтобы соответствовать госстандарту особых изменений в методику преподавания церковникам вносить не придется. Разве что ввести в программу один предмет – физкультуру.

Однако все не так однозначно. У нововведений есть и противники. Их основной аргумент в том, что признавать религиозное образование вне церкви – абсурдно. «Если исходить из того, что церковь отделена от государства, религиозное и светское образование не должны смешиваться, – считает он. – Церковь имеет полное право готовить кадры для собственных нужд, и государство может идти ей навстречу, например, в вопросе отсрочки от армии. Но использование дипломов духовных школ за рамками церкви признано быть не может. И ссылки на зарубежный опыт, где действует совершенно иное законодательство, здесь неуместны» не может. И ссылки на зарубежный опыт, где действует совершенно иное законодательство, здесь неуместны» - считает Владимир Алпатов, заместитель директора Института Востоковедения РАН.

С выдачей дипломов государственного образца духовникам проблема была только одна – ставить печать с двуглавым орлом в церковные документы нельзя, а государственные без нее недействительны. Все дело в законе от 1918 о разделении церкви и государства, который пока никто не отменял. Порешили на том что печать ставить не все таки не будут. Ну и правильно, все то и так знаю, а печать, да кому нужна эта печать.

Саша Мерцалова