Общество

Быть эгоистом приятно, но невыгодно

Хотя эгоистические стратегии поведения и позволяют отдельным видам побеждать в борьбе за выживание, вытесняя более слабые организмы, с точки зрения эволюции они менее выгодны по сравнению с альтруизмом и сотрудничеством. К такому выводу пришли биологи Кристоф Адами и Аренд Хинтце из университета штата Мичиган в городе Ист-Лэнсинг (США).

В ходе исследования ученые построили компьютерные модели. В одной из них виртуальные "животные" придерживались стратегии классической кооперации, а во второй — тактики так называемой "нулевой детерминанты" (ZD). Последняя стратегия является предельно эгоистической и была открыта американскими физиками в мае 2012 года.

Хотя, как показали исследования, эта вроде бы универсальная и эффективная стратегия позволяет гарантированно одержать победу над другими видами независимо от того, какой именно стратегии они придерживаются, выяснилось, что в природе она практически не встречается.

Читайте также: Ностальгия - не более чем иллюзия

В виртуальной модели у "животных" было ограничено количество пищевых ресурсов, и им предлагалось сделать выбор — поделиться с другими или же оставить все себе. Оказалось, что эгоистическая стратегия срабатывала лишь в том случае, если "эгоист" знал о том, как поведут себя его конкуренты, а в живой природе это не всегда возможно. К тому же, если конкурировали несколько "эгоистических" видов, это приводило к стагнации, и в итоге все равно вело к "кооперации".

"Мы выяснили, что эволюция "наказывает" тех, кто ведет себя эгоистично и подло, — пишет Кристоф Адами в научной статье, опубликованной в журнале Nature Communications. — В краткосрочной перспективе и при борьбе с заведомо известными оппонентами эгоистичные организмы могут победить. Тем не менее, "эгоизм" не является самодостаточной и устойчивой стратегией эволюции".

Человеку изначально все же свойствен эгоизм, считают ученые. Он чувствует себя гораздо счастливее, когда делает что-то для себя, а вовсе не для других. Правда, только в том случае, если при этом избавлен от чувства вины перед теми, кого обделил. К таким любопытным выводам недавно пришли психологи из университета Пенсильвании (США).

В эксперименте приняли участие 216 добровольцев. Каждый из них получил по три доллара. При этом испытуемым из первой группы сообщили, что они должны перечислить эти деньги исключительно на благотворительность, второй группе велели истратить их на себя, а участникам из третьей предложили распорядиться полученными средствами по собственному усмотрению. Затем всех добровольцев опросили на предмет того, насколько счастливыми они себя чувствуют после получения суммы. Оказалось, что наиболее счастливы представители второй группы.

В ходе следующего эксперимента первой группе предложили на выбор подарочный сертификат на пять долларов или потратить ту же сумму на благотворительные цели. Второй группе пришлось выбирать между возможностью поесть на те же пять долларов в кофейне популярной сети Starbucks или в другом кафе. Наконец, третья группа должна была решить, в какую из двух благотворительных организаций передать деньги. И снова наибольший процент счастливых людей оказался во второй группе.

Читайте также: Закономерности, в которые трудно поверить

На последнем этапе всех испытуемых разделили на две группы. Участникам из первой группы предложили самостоятельно решить, оставят ли они выданные деньги себе или подарят их. А участникам из второй сказали, что за них это решит случайным образом компьютер. В итоге наиболее счастливыми признали себя те, кому компьютер оставил их доллары.

Эти результаты свидетельствуют о том, что по своей природе человек все же существо эгоистичное. В процессе социализации нам пришлось несколько придушить свой эгоизм, так как легче было выживать, имея поддержку со стороны себе подобных, чем в одиночку. Но чтобы заручиться этой поддержкой, необходимо было порой жертвовать собственными интересами.

Постепенно люди научились поступаться своими интересами ради других, чтобы успешно жить в обществе. Ведь никто не гарантирует, что однажды помощь не понадобится нам самим, следовательно, приносить некоторые жертвы во имя других выгодно.

Еще одна причина, по которой мы что-то делаем для других — это повышение самооценки и стремление создать себе положительную репутацию в глазах окружающих. Помогая другим, мы, как правило, начинаем думать о себе лучше. Кроме того, другие тоже думают о нас лучше. Выгоды такого отношения очевидны.