Общество

Человек должен быть не царем природы, а ее другом

Мэри Уолстонкрафт, автор книги "В защиту прав женщин", вспоминает случай со свое дочерью, когда Фанни еще не ходила в школу, она спросила у матери, что такое "мышление". Девочка боялась, что это искусство, которое абы кто постичь не сможет. Если маленький ребенок задается такими вопросами, что мешает нам, взрослым, включить голову и научиться вести себя действительно достойно?

Мэри с легкостью успокоила свою дочь, напомнив ей события дня. Когда отец малышки прилег отдохнуть, девочке понадобилось взять мяч из его комнаты. Она на цыпочках прокралась мимо кровати отца, а, выйдя, тихонько закрыла за собой дверь. Прекрасный пример мышления.

Это не то же самое, что знания - за последние вы получали хорошие оценки в школе, однако мышление - это именно то, на чем держится социум. Например, в метро мы всегда сначала выпускаем людей из вагона, прежде чем войти самим, на эскалаторе держимся правой стороны и придерживаем дверь, чтобы она не ударила идущего за нами человека наотмашь.

Такое поведение нельзя назвать этикетом: речь не об искусстве пользования вилкой и ножом в приличном обществе, а об определенной степени вежливости, которую человек определяет сам для себя. Мы живем в огромном мире, который простирается значительно дальше нашего поля зрения. Движение "зеленых" - это не только замена вредных лампочек на безвредные. Это то, о чем Мэри говорила Фанни: думать о том, кто находится с тобой в одной комнате.

Основная головная боль экологов - это человеческая сознательность. Многие живут по принципу "после нас хоть трава не расти", забывая о том, что их дети и внуки будут жить на той же планете, которую их предки так усердно загаживали. Если вырубить все леса, планета начнет задыхаться. Если не убирать за собой мусор после пикника, через пару лет придется круглогодично сторожить последнюю чистую полянку для шашлыков, чтобы ее не заняли. Если каждый раз покупать в магазине полиэтиленовые пакеты вместо того, чтобы носить с собой многоразовую авоську для покупок, Земля превратился в целлофановый шар.

Человек должен быть не царем природы, а ее другом. Нельзя вести себя так, как будто на планете больше никого нет. В противном случае можно стать объектом мщения. Вот прекрасный пример - немецкие туристы в одном из отелей итальянской Ривьеры постоянно оставляли на лежаках свои полотенца на ночь, чтоб застолбить место. Одному валлийскому тренеру это так надоело, что однажды, встав пораньше утром, чтобы насладиться рассветом, и не найдя ни одного свободного шезлонга, он собрал все полотенца в кучу и поджег их. До конца отдыха тренер был всеобщим героем. И пусть кто-нибудь скажет, что он поступил неправильно - нельзя все время думать только о себе.

Философ Роджет Скратон, написавший книгу "Зеленая философия", видит основную проблему в том, что люди не рассматривают окружающую среду как свой дом. В своем жилище мы никогда не станем кидать обертки на пол, тушить бычки о стены и шлепать в грязной обуви. Мы хотим, чтобы нас окружали вежливые люди, потому что эгоцентристы никому не нравятся, но сами себя при этом частенько ведем, как законченные эгоисты. Детям это отчасти можно простить - далеко не все усваивают родительские уроки с первого раза, однако пятилетка уже в состоянии понять, что помимо его сиюминутных нужд ("Купи маши-и-и-инку!"), существуют и дела поважнее - например, заплатить за свет.

Вспомните, как вас воспитывали родители или как вы сами воспитываете своих детей. Если ты намусорил - убери за собой. Взял что-то - положи потом на место. Нашел кошелек - верни его владельцу. Если не делать этого сейчас, то потом может быть уже слишком поздно.

Ничего сложного во всем этом нет. Конечно, это может выглядеть ужасно наивным. Однако не зря расхожая истина советует вести себя с окружающими так, как хочешь, чтобы вели себя с тобой. Политика "хочу все и сразу" и "покупать, пока в кошельке есть деньги" не оправдывает себя. Наш образ жизни зависит от здоровья планеты, и это не может являться предметом торга.