Общество

Призрак бродит по Европе. Призрак Чернобыля

Социальные и психологические проблемы после аварии на ЧАЭС оказались гораздо существеннее, чем радиологические и медицинские. Именно к такому выводу пришли учёные и психологи после всестороннего анализа последствий чернобыльской аварии.

26 апреля 1986 года на атомной электростанции близ маленького украинского города Чернобыль произошла самая страшная техногенная катастрофа в истории человечества. Работники образцовой атомной электростанции проводили испытание системы аварийного охлаждения реактора, сознательно отключив аварийную защиту. Спустя 44 секунды после начала эксперимента реактор вышел из-под контроля. 1000-тонную плиту, покрывавшую 4-й энергоблок, снесло взрывом. Графитовая оболочка реактора загорелась и…

С тех пор прошло двадцать лет. В преддверии этого юбилея учёные решили собраться и окончательно подвести итоги тех далёких событий, определить последствия для населения и экономики, а также материальный ущерб, нанесённый аварией.

Заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН) Игорь Линге в своем выступлении отметил, что «по сравнению с чернобыльской радиацией другие факторы аварии, такие как хронический психологический стресс, нарушение привычного уклада жизни, ограничения в хозяйственной деятельности и связанные с аварией материальные потери, нанесли людям гораздо больший урон, чем радиологические последствия».

По словам Линге, нужно создать условия для развития во многих экономических и социальных областях, потому что если бы повсюду в стране ситуация была бы благополучной, то наладить жизнь в чернобыльской зоне было бы несложно. То же самое и с ликвидаторами. Все эти люди стали старше на 20 лет. Те, кому было 40, - сейчас уже на пенсии. И будь в стране сейчас нормальная система здравоохранения, то многих можно было бы вылечить и не допустить разнообразных осложнений.

Последствия аварии для населения можно условно разделить на две группы: первая - это стресс от аварии и принудительной мобилизации, страх перед последствиями облучения. Вторая – рост заболеваемости и случаев инвалидности среди ликвидаторов из-за неудовлетворительной социальной политики государства.

Какие ответы дает наука по вопросам радиологического ущерба? Дозы облучения и здоровье – это большая тема, у науки в этой области накоплен колоссальный объем знаний и даны достаточно чёткие ответы. Сегодня известно, что люди, пережившие атомную бомбардировку в Хиросиме и Нагасаки и получившие довольно высокие дозы облучения, не только сохранили работоспособность, но и в среднем живут дольше своих необлученных сверстников.

Обо всём этом рассказала член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Ангелина Гуськова. Она, как и остальные участники конференции, считает социально-психологические последствия наиболее тяжелыми для общества. Существует огромный разрыв между научным знанием о последствиях аварии и общественным мнением. Последнее в подавляющем большинстве случаев находится под влиянием развитой чернобыльской мифологии, имеющей отдалённое отношение к реальным последствиям аварии. «Совпадение аварии с периодом объявленной в стране гласности породило в этот момент у огромного большинства людей недоверие к информации», – убеждена Ангелина Гуськова.

Директор-координатор РНЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Виктор Сидоренко в своем выступлении также отметил значимость социально-экономических последствий аварии на ЧАЭС. По его мнению, эта трагедия привела к приостановке намеченного развития атомной энергетики в Советском Союзе и во всём мире, а также к закрытию уже существующих АЭС в разных странах.

Выступавшие отметили, что из-за неадекватного восприятия радиационной опасности в мире появилось свойственное советской эпохе замалчивание государством причин и реальных последствий аварии. Также масло в огонь подлило незнание населением элементарных основ физических процессов как в области ядерной энергетики, так и в области радиоактивного воздействия. Спровоцированная недостатком объективной информации истерия в СМИ и многочисленные проблемы социального характера общесоюзного масштаба, которые в свое время стали хорошей почвой для быстрого образования мифов вокруг Чернобыля, привели к настороженному отношению к сегодняшним данным о последствиях аварии.

В ходе пресс-конференции журналистам был представлен официальный российский национальный доклад «20 лет чернобыльской катастрофы. Итоги и перспективы преодоления ее последствий в России», где собраны и обобщены научные данные, а именно их то сегодня и не хватает для полного понимания произошедшего 26 апреля 1986 года.