Общество

Убийства в литературе. Изощренная фантазия или личный опыт писателя?

Не так давно, 20 декабря, на свободу был выпущен польский писатель Кристиан Бала. Он проходил по делу об убийстве любовника своей жены, бизнесмена Янишевского, как главный подозреваемый. Если бы его вина была доказана, то ему светило 25 лет тюремного заключения. Но доказать вину Балы не удалось. Убийство произошло еще в 2000 году, а спустя 3 года Бала издал роман, в котором речь шла также об убийстве, причем очень перекликающимся с обстоятельствами смерти Янишевского. Собственно, роман и стал своеобразным вещественным доказательством вины Балы.

Как утверждает в своей статье известный публицист и писатель Дмитрий Быков, «человек очень огорчился, что никто не обнаружил организатора идеального убийства». Посему он решил обратить на себя внимание именно таким образом – написав роман. Ситуация до боли напоминает сюжет фильма «Основной инстинкт», где писательница-нимфоманка, в исполнении Шарон Стоун, постоянно попадала под подозрение полиции в убийстве своих любовников. Попадала по той же причине, что и Бала – она на удивление подробно и точно описывала ход преступления в своих романах. Правда, ни к кому она никого не ревновала, в отличие от поляка.

По словам Быкова и психологов, анализировавших ситуацию ревнивца из Польшы, он не писатель, которому просто удалось лихо описать убийство, основываясь на реальных событиях. Вовсе нет. Он, скорее, пишущий маньяк. Видимо, Бала, опубликовав роман, очень долго ждал, когда же на него обратят внимание правоохранительные органы. Дождался. В полицию позвонил неизвестный доброжелатель, посоветовавший почитать книгу Балы «Амок».

Дальше ситуация развивалась еще больше перекликаясь с кинофильмом о сексапильной писательнице-убийце. Кристиана позвали в участок, чтобы тот прошел тест на детекторе лжи. Прошел он его, надо сказать, без сучка и задоринки, но после выяснилось, что хитроумный не то писатель, не то маньяк, владеет специальной техникой дыхания. Все как в кино.

История с Балой вообще темная. В ней содержится масса фактов, говорящих не в его пользу. В день смерти бизнесмена Янишевского, обиженный муж встречался с ним. Уже после убийства телефон бизнесмена внезапно всплыл на страницах интернет-аукциона. Произошло это спустя четыре дня, и продавал телефон, как выяснилось, именно Бала.

Вообще, анализируя тексты многих писателей, невольно задумываешься - а откуда они это все знают, вдруг это не вымысел, а правда, и автор просто подробно признался в преступлении? Читая, например, Юкио Мисиму, который, как известно, плохо кончил, невольно задумываешь. Как известно, японец с детства обладал тягой к насилию, был одержим геройской кровавой смертью. Будучи ребенком, он рисовал акробатов, в луже крови распластавшихся на арене цирка, а став старше, участвовал в фотосессии в образе Святого Себастьяна, испещренного стрелами. Он писал: «Мне ужасно хочется кого-нибудь убить, я хочу увидеть красную кровь. Кто-то пишет о любви, потому что не пользуется успехом у женщин; я же пишу романы, чтоб не заработать смертного приговора». Невольно задумываешься.

Дмитрий Быков выступил в защиту коллег по цеху, заявив, что «маньяки пишут часто, и чаще всего из тщеславия: это важная компонента маньяческой личности, непременный спутник людей униженных и затравленных, жаждущих компенсации». Бывали случаи, когда из-за реальных убийц страдали ни в чем не повинные писатели. К примеру, известный французский писатель Борис Виан. Французу изрядно потрепали нервы, когда он опубликовал роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» от лица вымышленного американского писателя Вернона Салливена. Мало того, что роман обвиняли в безнравственности, так еще и несуществующего Салливена, а заодно и Виана чуть было не заклеймили как убийц. Дело в том, что неизвестный мужчина задушил в гостиничном номере свою любовницу. Когда следователи прибыли на место, на кровати, рядом с убитой, лежал тот самый злосчастный роман, открытый на сцене аналогичного убийства. Чего только Виан не делал, даже опубликовал статью «Я не убийца», в которой отстаивал право писателя на вымысел.

Так или иначе, книгу Балы, «Амок», смели с прилавков. Еще бы, такой чернейший PR . Видимо, к делу поляка нужно привлекать не только опытных психологов, но и талантливых литераторов, которые, несомненно, определят – это посредственная дневниковая запись одержимого, или действительно талантливый вымысел. Скорее, конечно же, второе. А пока дело поляка отправлено на доследование.

Григорий Туманов