Общество

Офисный террор довел до смерти

Сгорел на работе. Шутка? Нет, трагический случай — в лондонском отделении Bank of America после многодневной переработки скончался 21-летний стажер из Германии М. Эрхардт. Эрхардт, страдающий эпилепсией, 3 дня подряд засиживался в конторе до 6 утра. Новость Yoki. ru прокомментировала психолог, писатель и медиаконсультант Ева Весельницкая.

Сердце Морица Эрхардта остановилось после того, как он провел в офисе почти 72 часа без отдыха. Это следствие так называемого офисного безумия?

— Во-первых, надо признать, что горели и умирали на работе во все времена. Это было давление обстоятельств. В советские времена, как известно, директора умирали на рабочем месте и подобное считалось примером. Гипертрофированное чувство долга, с одной стороны, мотивация — добиться, пробиться, обыграть, с другой. Если это стажер, то очевидна его мотивация: чтобы оставили на этой работе. Думаю, никто его не мог заставить силком, да, ему могли пригрозить, что, если он не будет так работать, то не получит должность. Но далеко не всякий будет так себя вести.

— Нередки случаи смерти молодых спортсменов: хоккеистов, футболистов прямо на поле, это из той же серии?

— То, что такое случается у спортсменов это всегда вина тренера, потому что именно он должен дозировать нагрузку. Молодые спортсмены иногда прячут свои физические слабости от тренера. Я семь лет работала со спортсменами и там все понятно. Не может быть сиюминутного успеха. Профессиональный тренер всегда должен знать — кому, сколько и как нужно тренироваться. У великих тренеров спортсмены не умирают, будем так говорить. Когда подобные трагедии случаются, это сигнал — тренер средней или непрофессиональный, он самоутверждается за счет ребят. Все говорят, что Ирина Винер держит своих девочек в жесточайшем дренаже. Но они все умницы красавицы уходят из большого спорта, рожают детей и все в порядке. То же самое, скажем, и с нашей командой по синхронному плаванию, у Чугина в ходьбе. Великий тренер при всех жесточайших нагрузках обязательно сохраняет спортсмена.

— Может быть мы стали перенимать черты восточных народов — трудоголиков японцев и китайцев?

— Очень трудно что-то говорить об этих народах. Китайцы и японцы — это инопланетяне с точки зрения психологии. У них другая картина мира, иное представление о чести, порядочности, другая система самооценки. Когда человек приходит в компанию, которая называется семья, и он знает, что никогда оттуда не уйдет, и если он будет продвигаться, то через 20 лет пересядет за более престижный стол, а еще через 15 лет за другой…

— Нам это не грозит?

— Трудоголики и у нас есть. Но, во-первых, такие люди не умирают на рабочем месте. Трудоголики полны энергии, их никто не заставляет. Хорошо, если рядом с ними есть тот, кто может их остановить, чтобы они отдохнули. Это можно сделать, потому что человеку, который готов много работать важно качества работы, и всегда можно доказать, что качество работы начало падать. Кроме того, трудоголизм объясняется и страхом остаться наедине с собой, своей внутренней жизнью, решать проблемы, связанные с частной жизнью, эмоциональной сферой. Вот человек и компенсирует это уходом вовне. И объяснение у него всегда прекрасное — это же ради дела, это же не дурью маяться, а добиваться результата.

С другой стороны, без трудоголиков чудес не будет. Читали, например, как работал конструктор Сергей Королев. Знаете, как работают врачи, которые не могут отойти от стола, если операция длится 14 часов, а потом от больного, пока он не придет в себя…

— Вернемся к трагической истории в банке. Как вы ее объясните?

— Скорей всего, это желание кому-то что-то доказать. Что он сможет сделать то, чего не смогут другие, или в него не верили, а он докажет, что может. И это такой параноидальный момент, когда человек зацикливается на чем-то одном и уже не оценивает ситуацию. Мне кажется, что случаи уработанности до смертельных ситуаций чаще всего бывают у молодых, закомплексованных людей, которые пытаются доказать, что победят, выиграют, они не хуже других.

Этот случай сродни гонки на выживание, никакой разницы между сценарием "голодных игр" — кто выживет, нет. Это уже гонка не на уровне интеллектуальной деятельности, а биологической стаи, главное, выжить. И, конечно, я считаю, что в случившемся вина лежит полностью на компании.

Погибший человек мог относиться к двум типам: либо ведомый, управляемый, либо комплекс отличника. Плюс особенности его здоровья. Пробыть на работе 72 часа — это трое суток без сна — начинаются изменения в мозговой деятельности. Двое суток без сна человек переносит нормально, можно проработать, потом отоспаться, поесть и ни о чем не думать. А трое суток без сна ведет к изменениям в мозговой структуре, это уже уровень пытки. Например, военные, спасатели МЧС могут не спать двое суток, но никто им не позволит не спать трое суток. После двух суток нужно хотя бы на несколько часов отключиться. Иначе нарушается деятельность мозга и человек теряет всякий контроль.

Возможно, практикант вышел в состояние потери обратной связи с организмом. Организм сам человека защищает, если все в порядке с организмом, то человек просто падает и моментально засыпает или теряет сознание. Этот молодой человек скорей всего держал себя на мотивации, от переутомления мотивация прекратила связь с организмом, и организм, исчерпав ресурс, отказался функционировать.

Если говорить о начальстве, которое не обращало внимание на сотрудника, то, конечно, в тех странах есть закон. У нас тоже любят взять стажеров и не заплатить за работу, сказав за три дня до окончания испытательного срока, что вы не прошли. Это уже вопрос социальной выживаемости.

— В банке пытаются замять скандал.

— Конечно, в банке нарушили трудовое законодательство. Они не имеют права выкачивать из молодых людей, еще не имеющих официального договора, все соки, понимая, что ни профсоюз, ни адвокат их не прикроют. Это рабство. Работодатели использовали подобное бесправие и манипулировали страхом не получить работу. Понятно, что они замалчивают эту трагедию. Это Великобритания, и если все пойдет по официальным каналам с адвокатами, представьте себе, какие компенсации банк заплатит семье этого парня. И ведь выплатят, если адвокат докажет виновность. Банк в свою очередь будет доказывать, что работника никто не заставлял. Скандал — это потеря репутации, что там имеет очень большое значение в отличие, может быть, от нас.

Читайте также:

10 советов для офисных хитрецов. Читать всем!

Мы все — телепаты… в минуты опасности

Воспоминания заставляют забывать о настоящем