Общество

Шопингомания – как защититься от желания купить все

Вот они, последние деньки перед большими праздниками. И кроме доделывания всевозможных важных рабочих дел и посещения вечеринок, очень хочется пробежаться по магазинам. Осчастливить друзей, знакомых, и про себя не забыть, и про новогодний стол. Но в итоге, приходя домой с пятью пакетами в одной руке и четырьмя в другой, по факту оказывается, что все они забиты абсолютной ерундой. А в предпраздничной лихорадке, когда в магазинах наблюдается нереальный ажиотаж, глаза разбегаются от заманчивых слов Sale, казалось что всенепременно надо купить 25 наборов елочных игрушек, два ящика апельсинового сока и множество шарфиков по дешевке.

Да у вас болезнь, которая зовется шопингоманией. Так же этот недуг, который многие уже давно ставят в один рад с игроманией, алкогольной и табачной зависимостью, называют «шопинг-синдром», «синдром импульсивных покупок», или «синдром ненужных трат».

Этим постоянно мутирующим вирусом заражены многие жители мегаполисов. Обостряется сезонно, в период скидок и праздников. Симптомы на лицо – навязчивая жажда покупать - не важно что. В итоге, когда шарики и мишура накуплены, на елку денег не остается – весь бюджет уже давно потрачен.

В особо клинических случаях, магазинная необузданность приводит к тому, что заходя после работы в супермаркет за хлебом, человек вывозит целую тележку разнообразных вещей. Приобретая новую вещь, человек снимает стресс – отсюда и удовольствие от покупки.

Психологи предупреждают, что этот вирус больше опасен для женщин, а большинство мужчин имеют на него иммунитет. По статистике более половины женщин испытывают от шопинга большее удовольствие, чем от секса. А почти треть женщин чувствуют себя глубоко удовлетворенными благодаря нескольким часам удачного шопинга. При совершении покупок представительницы прекрасной половины человечества испытывают потрясающий эмоциональный подъем, так как в их мозге вырабатываются примерно те же химические вещества, как и при занятии сексом: эндорфины, энкефалины и норадреналин. Таким образом удовольствие от покупок заменяет другие радости.

Шопингомания имеет свои разновидности.

  • Сейлзомания (мания распродаж) — болезненное желание покупать вещи на распродажах.
  • Лейбломания (мания этикеток) — зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние, в невозможность для человека покупать что-либо еще, использовать нечто без бренда.
  • Гаджет-аддикция — страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 99% случаев ненужных.
  • Постшопинговая депрессия — выражается в пониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивации после приобретения вожделенной вещи.

Свести дебит с кредитом и избежать опустошающего кошелек вируса поможет несколько нехитрых советов от психологов и бывалых.

Для начала, отправляясь в магазин нужно составить список покупок. Подписать, что и кому собираетесь дарить, добавить бонус для себя любимого, и строго следовать поставленному плану.

Ограничим финансы. Нужно взять с собой конкретно ту сумму, на которую будет совершена покупка. А вот кредитную или банковскую карточку лучше оставить дома. Психологи утверждают, что в карточках таится большая опасность для шопоголиков – человек не чувствует трату денег. Он отдает карточку - получает товар и теряет контроль.

Татьяна Мизинова, психолог Центра Психологической поддержки и современного психоанализа рекомендует еще один верный способ остановиться и задуматься над целесообразностью данной покупки – нарисовать на руке крестик. А лучше сразу на обеих руках. Для верности. Жирным и приметным цветом. Эффект следующий: вы берете в руку какую-то вещь, в поле зрения попадается крестик. Это своеобразных «стоп сигнал», позволяющий сосредоточиться и спуститься с небес на землю и задать мысленно вопрос самому себе – а оно мне надо?

Избавиться от одолевшего синдрома ненужных трат поможет частое моргание.
Специалисты из Перми провели эксперимент среди женщин. Ученые разделили испытуемых женщин на две группы. Одну группу попросили специально моргать вопреки своим желаниям. В результате женщин из «моргающей» группы ввести в состояние транса было труднее.

Так же специалисты рекомендуют не посещать магазины на голодный желудок.

А теперь избегаем «впаривания». Да, продавцы крупных магазинов нацелены на увеличения объемов продаж, и могут попросту заболтать и убедить в покупке даже не больного шопингоманией. Как только продавец-консультант начинает долго и убедительно вам рассказывать про достоинства какого-либо товара, задайте ему какой-либо вопрос. Не важно какой – пусть даже самый банальный, и совсем не в тему. Любой нелепый вопрос разорвёт поток воздействия на покупателя.

И еще один совет. Не секрет, что музыка, звучащая в магазине, тоже способна воздействовать на человека. То есть располагать покупателя к приобретению вещей. Эксперты утверждают, что правильно подобранная фоновая музыка может увеличить продажи на 38%! Мелодии, звучащие в супер и гипермаркетах подобраны по определенному ритму - не более 60 ударов в минуту. Такой темп замедляет движение человека и надолго задерживает его в магазине, заставляя потратить больше. Соответственно – прячем уши в наушники. Включаем в плеер что-нибудь громкое и ритмичное, и в темпе вальса пробегаем мимо полок с ненужным товаром.

Удачных вам новогодних покупок!

Алена Дмитриева