Общество

Шопрдопперы – продолжатели дела Уорхола и борцы с коммерцией

Все, наверняка, знают о таком явлении, зародившемся в США, как шоплифтинг. Основная идея – вынести что-нибудь из магазина, оставшись незамеченным. Чаще всего – какую-нибудь мелочь. Украл шоколадный батончик и не был схвачен охраной – отлично, еще и адреналин подскочил. Эту манеру развлекаться давно переняли и российские молодые люди. Но американцам, видимо, наскучил подобный способ развлекаться, и они придумали новый, полностью противоположный шоплифтингу, так называемый шопдроппинг.

Эта идея принадлежит 28-летнему художнику из Нью-Йорка, Райану Уоткинсу-Хьюзу. Он вдохновился ситуационистским искусством 1960-х и одним из его представителей – Гаем Дебордом. Как говорит сам Хьюз, основная идея шопроппинга заключается в том, чтобы «разбавить коммерческий процесс чисто художественными моментами». В 2003 году он открыл свой сайт, посвященный этому явлению, shopdropping . net .

Основное отличие шопроппинга от шоплифтинга заключается именно в созидательном моменте. Не нужно ничего красть, наоборот, нужно принести в магазин что-нибудь. Если сам Хьюз занимается шопроппингом во имя искусства, подражая Энди Уорхолу с его банками супа Campbell ’ s , то многие другие художники «используют шопдроппинг, чтобы продвигать свои проекты или заявлять о своих политических взглядах». Хьюз же специализируется именно на продолжении дела Уорхола и Деборда, расставляя в магазинах банки с красивыми принтами и фотографиями.

Например, начинающая независимая поп-панк команда « The Death of Jason Brody » провела все выходные, рассовывая по карманам джинсов Diesel , John Varvatos и 7 for All Mankind стикеры и диски со своими записями. А губа, признаться, не дура. Музыканты выбирали исключительно ведущие лейблы в крупных магазинах. Также они оставляли записки, гласящие, к примеру «7 for All Mankind представляет группу Death of Jason Brody , за вашу покупку мы благодарим вас и дарим этот CD ».

Шопдроппинг привлек не только предприимчивых инди-музыкантов, но и представителей различных молодежных движений. Многие из них оставляют в магазинах флаеры с политическими или религиозными посланиями.

Хьюз же объясняет идею шопдроппинга следующим образом: «В продолжении ситуационизма, шопдроппинг является художественным выражением всеобщего разочарования от нашего безнадежно коммерческого общества». Но нью-йоркский художник видит в этом и свои плюсы, считая, что, как это не парадоксально, это самое общество потребления само и дает художникам в руки оружие. Благодаря увеличению производственных мощностей, развитию коммерции, у них появился плацдарм для действий.

Спикер Федеральной Комиссии Безопасности Продуктов Потребления, Скотт Вулфсон, признается, что очень сильно сомневается в легальности шопдроппинга, т.к. не все продукты, упихиваемые в джинсы и раскладываемые на полках молодыми людьми, отвечают федеральным стандартам безопасности и маркировки. Ведь кто угодно может натолкать в джинсы и пораскладывать на полках таблетки, ядовитые вещества и прочую гадость. Да и сам родоначальник движения, Хьюз, сильно сомневается в легальности шопдроппинга.

Легален шопдроппинг до конца или нет, все-таки он куда умнее и интереснее шоплифтинга. Ломать не строить – украсть майку из магазина может каждый, а вот создавать объекты искусства и доносить их до людей таким оригинальным способом – нет. Сейчас последователи Хьюза есть и в Бельгии, и в России. Так что, заглядывая в очередной супермаркет, будьте бдительнее и всматривайтесь в бесконечные ряды пачек стирального порошка и банок с фасолью тщательнее. Быть может, среди них стоит несколько особенных, созданных нашими соотечественниками.

Григорий Туманов