Звездная жизнь

Темур Квителашвили - лучший гитарист мира

Летом 2005 года на британском лейбле Liquid Records выходит сборник «Лучшие гитаристы мира». Единственным гитаристом постсоветского пространства, представленным на нем, стал Темур Квителашвили. Признанный в 1994 «Лучшим гитаристом года» в номинации «фьюжн» на конкурсе в Голливуде и обладатель многих других наград, Темур получил признание и в среде классических музыкантов – в частности, его творчество высоко оценил Мстислав Ростропович.

Что, на ваш взгляд, самое важное для музыканта?

Главное в артисте не техника и даже не мастерство. Очень большую роль играет личность, поскольку интересен в первую очередь сам человек. Уважение нельзя получить искусственно, его не купить ни за какие деньги.

Вы вошли в книгу рекордов Гиннесса, играя без перерыва тридцать часов, но при этом говорите, что являетесь противником «скорострельной» игры, построенной только на исполнительской технике. Что побудило вас установить этот рекорд?

Идея сделать гитарный марафон пришла ко мне в 2000 году. Никакого соревнования – я хотел просто сидеть и играть 30 часов. Но на тот момент не нашлось финансирования. А 3 года спустя стало известно, что один гитарист из Индии устроил нечто подобное, сыграв 24 с половиной часа, и вошел в книгу рекордов Гиннеса.

Тогда мы решили возобновить идею, но не с целью побить его время. Я изначально собирался играть 30 часов, так и сделал.

И вот, 2 декабря 2004 в Ангарске, где живет мой друг, я начал играть в 9.00 утра и закончил 3 декабря в 15.00. И это был не спорт, публика видела – я просто кайфовал. После этого губернатор устроил банкет, я еще четыре часа сидел там, а потом с семьей друга пил чай. В результате не спал около 50 часов.

По регламенту я каждый час мог отдыхать в течение трех минут; все время рядом находились скорая помощь и два наблюдателя из Англии, все снималось двумя камерами.

Охранники, обслуживающий персонал… И уже в три часа ночи я увидел, что операторы спят, наблюдатели спят, охранники спят. Потом, конечно, все проснулись…

Многие артисты постсоветского пространства стремятся именно в Москву. Не было у вас такого желания?

Нет, я артист и веду самый «артистический», на мой взгляд, образ жизни – я двигаюсь. Артист должен гастролировать, много записываться, выступать на различных фестивалях с различными музыкантами. На своей Родине, которая для меня все, я даю не больше определенного количества концертов в год, постоянно находясь в туре.

При таком расписании остается ли время «на себя»?

Я веду спортивный образ жизни – люблю бегать, плавать, кататься на велосипеде. Стараюсь уделять максимум времени своей семье. При этом у меня 24 часа в сутки – музыка.

Вот сейчас мы говорим о музыке, в машине музыка играет, я слушаю плеер во время занятий спортом, я занимаюсь на гитаре в самолете, в автобусе, в поезде – везде. Получается, что это не профессия, это – жизнь, и слово «работа» тут не подходит в принципе.

Расскажите о вашем новом альбоме? Привлекали ли вы к записи «звездных» коллег-музыкантов?

Пластинка записана в стиле «фьюжн», большинство композиций я сочинил сам. Что касается приглашенных звезд, то в моих планах – запись пластинки с известными музыкантами, но это отдельный проект.

А пытаться продать свою пластинку за счет имен – не для меня. И на свой концерт я не собираюсь приглашать «звездных» друзей – если это сольный концерт, он и должен быть сольным.

Вы работали со многими эстрадными артистами. Сейчас такие предложения по-прежнему поступают?

Поступают, но я отказываюсь. Во-первых, это время, которого не хватает, а, во-вторых, – это неблагодарный труд. Звезды зачастую добиваются успеха благодаря музыкантам, которые обычно остаются в тени.

А ведь всю основную работу делают эти незаметные люди – аккомпаниаторы, аранжировщики. Один пишет музыку, второй пишет текст, четвертый открывает рот. Это я не о ситуации в России, а о шоу-бизнесе вообще. 95% продукта за звезд делают другие люди.

Считаете ли вы, что всего добились в жизни?

Нет, конечно, как можно сказать «я добился всего»? Но, бесспорно, я имею право сказать, что многого добился своим трудом.

Мне никто не помогал, даже, скорее, мешали. Я все делал сам: у меня своя форма медиатора, которую я сам придумал, сам поставил руку, сам выучил сольфеджио, джазовую гармонию.

У меня не было педагога, который подсказал бы что-нибудь. Я вообще не люблю спрашивать. На мой взгляд, если хочешь что-то сделать – сделай сам!