Карьера

Школьников сделают здоровыми, а студентов специалистами – новые стандарты образовательного качества

В российской системе образования постоянно что то меняют и улучшают. То экзамены, то кадровый состав, то высшее образования напополам поделят. Теперь же Министерство образования всерьез озаботилось школьным бытом. В связи с этим вот-вот примут новые стандарты школьного качества.

Читайте также:

Петарды станут незаконными - новая инициатива МЧС

Биометрическая паспортизация

«Главное для нас – создать благоприятные условия для развития личности. Есть кому помогать, с кем соревноваться и к чему стремиться. Впервые образование получит стандарт, учитывающий обязательства учреждений» - сказал Исаак Калина, заместитель министра образования и науки РФ. На самом деле, бытовая ситуация, которая сейчас сложилась в школах весьма негативная. Взять, скажем, здоровье. 25-30% школьников с ожирением, у 50-60% недостаточная масса тела. Медиками также выделяются школьно обусловленные патологии: вегетативная и нервная системы, желудочно-кишечный тракт. Школьным патологиям сейчас подвержено около 70% детей. Возникает справедливый вопрос: а здоровые то в школе есть? Здоровые есть, но мало. То позвоночник искривлен, то слишком худой, то толстый, а еще и зрение наверняка не в порядке. На ум приходит старая шутка: «Отличник – ребенок хотя бы с одним хроническим заболеванием». «Я вижу сеть проблемы не только в школе. Еще есть родители. Которые в настоящее время стараются отгородить ребенка от улицы и развития в естественной физической среде» - комментирует Вера Воробьева, директор гимназии №1522.

Так же речь идет о нормировании школьного дня. Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок приходит из школы в пять-шесть вечера. А потом пообедает и сразу за уроки. Еще часа на три. А потом нервные срывы, недосып и ничего хорошего. «Расписание составляется с учетом интересов учителя, а не ребенка и это неправильно» - говорит Иосиф Калина. Плюс ко всему оценки. Всем давно понятно, что действующая пятибалльная, а фактически трехбалльная система уже давно изжила себя. Не дает возможности учителю адекватно оценить знания учащегося. А у самих учащихся, особенно в младших классах, школьная оценка зачастую переходит в степень самооценки.

Еще одна проблема – персонал. О том, что учителя зачастую низко квалифицированы говорить в очередной раз не стоит. Речь по большей части идет о вспомогательных работниках. По новому стандарту таких в школах должно быть как минимум три человека. Врач-педиатр, фельдшер и медсестра. Они призваны оказывать первую медицинскую помощь, собирать сведения о здоровье школьников и всячески способствовать его укреплению и развитию. В настоящее время в школах одна медсестра, и та полагается на 800 детей. А если детей, скажем 400, по медсестры половина. Т.е. она работает только два раза в неделю, а врач приходит прививки делать. О фельдшере и младших медицинских работниках речи вообще не идет. Так же важны школьные психологи. Этот институт хорошо зарекомендовал себя за последнее десятилетие. А вот теперь, они уходят. Причину многие видят в новом подушевом финансировании школ, которое больнее всех ударило как раз по школьным психологам. Однако, зам. Министра образования Калина, полагает что дело тут скорее всего в том, что психологи просто не справляются со своей работой. А на самом деле, подушевое финансирование как раз таки способствует развитию института дополнительных работников. «Теперь школы заинтересованы в том, чтобы в них училось как можно больше детей. А что как не дополнительные возможности и персонал может привлечь родителей?»

Однако, считать что новые стандарты направлены исключительно на общее образование неправильно. В них идет речь и о высшей школе. Новые стандарты предполагают, что ВУЗы будут как можно теснее взаимодействовать с будущими работодателями. Чиновники считают, что получение практических навыков очень важно и специалисты будут выходить куда более квалифицированными. К этому, кстати, относится и нашумевший закон о разделении высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Мол, получив общие знания по системе бакалавриата и пообщавшись с будущими работодателями выбрать более узкую специализацию и поступить в магистратуру будет куда легче.

Основная черта новых стандартов – вариантность. Государство оставляет учебным учреждением простор действий – нанимайте дополнительный персонал, вешайте красивые люстры, вводите кружки и секции, одним словом, делайте все, чтобы к Вам шли учиться. «Нам нужна инвариантность. Понимаете, когда дети приходят из одной школы в другую им для социализации требуется куда больше времени. В разных школах – разные порядки. Детям сложно» - считает Марат Алимов, лучший учитель Москвы в 2006 году.

Новые стандарты, в которых все вышеизложенные проблемы обещают решить примут вот-вот. Учителей отпрявят квалификацию повышать, медицинских работников добавят, меню школьника отрегулируют, ну и еще там, по мелочи. Однако, российское образование – дело, как известно, тонкое. И судить о чем-то можно будет только по прошествию времени. Можно только добавить, что урегулированием бытовых дел правительство ограничиваться не собирается. Сейчас в разработке находятся еще два проекта школьных реформ.

Саша Мерцалова