Будь в курсе

Появятся ли перелеты от низкобюджетных авиакомпаний на дальние расстояния?

Обсуждение недорогих перевозчиков было бы неполным без Norwegian Air Shuttle или просто Norwegian, чей флот вырос с 6 самолетов в 2002 году до 164 в настоящее время.

Вся бизнес-модель Norwegian является предметом многочисленных дебатов и речей. Стоит обратить внимание на Norwegian Long Haul.

Norwegian Long Haul в настоящее время эксплуатирует 8 Boeing 787-8 и 11 787-9. И это большие деньги: цена 787-8 составляет 239 миллионов долларов, а 787-9 - 281 миллион долларов. И это только стоимость самих самолетов: кроме того, есть экипажи, которым нужно заплатить и обучить, страхование, топливо, техническое обслуживание и все обычные расходы, связанные с управлением авиакомпанией, например, сборы за посадку.

Norwegian вел так называемую исключительно агрессивную политику расширения. Места премиум класса на стандартном рейсе из Лондона и Нью-Йорка были на 34% дороже, чем дешевые места эконом-класса, которые значительно ниже отраслевого стандарта. Добавление этих самолетов создало больше возможностей. А конкуренция со стороны унаследованных перевозчиков, таких как American Airlines и British Airways, еще больше снизила цену.

Это агрессивное расширение привело к тому, что некоторые финансовые показатели на 2017 год привлекли внимание норвежских налоговых органов и привели к поистине ошеломляющим потерям. По оценкам Бьорна Фэрма из Leeham News, в первой половине 2018 года норвежский оператор потерял 5,2 миллиарда норвежских крон (около 690 миллионов долларов США) или 50% от выручки.

Чтобы повысить краткосрочную ликвидность, компания продала большую часть своих акций в норвежском банке (с 20 до 4,8%), продала 28 своих Boeing 737-800 и арендовала их у новых владельцев. Хотя это значительно увеличивает количество наличных денег, но сопряжено с более высокими затратами в среднесрочной перспективе. В подобной ситуации Alitalia пережила все слишком болезненно. В итальянской версии это закончилось банкротством в 2017 году.

Как долго компания сможет продержаться в таких условиях, остается только догадываться.

Именно поэтому Norwegian Long Haul находится в центре сложной шахматной партии между тремя крупнейшими авиакомпаниями Европы: Lufthansa, Air France-KLM и IAG, общей холдинговой компанией British Airways и Iberia.

Все эти группы уже эксплуатируют авиакомпании-дискаунтеры на короткие и средние перелеты с разной степенью успеха, но дальние дистанции оставались за пределами досягаемости до прошлого года. Новый бренд JOON начал свою работу в декабре 2017 года. И это уже вызвало резонанс.

В этом году IAG начал работу с новым брендом LEVEL. Но до сих пор услуги дальнего следования - это просто обычные рейсы Иберии. Вот где вступает в игру Norwegian Long Haul.

В апреле 2018 года IAG взяла 4,6% акций Norwegian и объявила, что они «рассматривают» взятие компании на себя. Примерно в то же время Lufthansa высказала аналогичные соображения.

Тем не менее, есть несколько проблем с полным поглощением Norwegian, главным из которых является совместимость флота: Norwegian управляет 100-процентным флотом Boeing (хотя сейчас у него есть Airbus по заказу), в то время как IAG и Lufthansa работают на 100% с Airbus низкобюджентых авиаперевозчиков.

Акционеры Lufthansa уже беспокоятся: несмотря на то, что основные сегменты бизнеса остаются очень прибыльными, группа остро нуждается в реорганизации из-за того, что поглотила слишком много неработающих авиакомпаний за слишком короткое время.