Будь в курсе

Разговор о вере у гробницы пророка. Часть 2

Ислам – религия экспансивная. Поэтому православному человеку, путешествующему по мусульманским странам, нужно быть готовым к испытанию своей веры на прочность. Однажды в такой ситуации оказался автор статьи.

А каково бывало местным христианам? Сейчас-то в Сирии правит светская диктатура алавита [*] Башара Асада. Формально он отделил религию большинства сирийцев – ислам – от государства, и, помнится, в Хомсе даже захаживал на чашку чая в ресторанчики «неверных». Так что впервые за последние 1300 лет сирийские христиане наслаждаются религиозной свободой. Однако, долго ли это продлится, не знает никто. Ислам же, как я имел возможность убедиться – религия, мягко говоря, экспансивная.

Чаще всего христиане переходили в ислам в периоды усиления социального и экономического гнета, стремясь избавиться от своего приниженного статуса и получить возможность добиться успеха в обществе.

Завоевав в VII веке Сирию, арабы предоставили своим христианских подданным статус «зиммиев» – людей, находящихся под защитой ислама. Насильственных обращений не было. Напротив, в грамоте, заверенной рукой пророка Мухаммеда, которую довелось видеть в монастыре святой Екатерины на Синае, прямо говорится, что «люди книги» (христиане, иудеи) вправе пользоваться свободой вероисповедания. Правда, в обмен на отказ от «подрывной деятельности» и уплату подушной подати – джизьи.

Последствия не замедлили сказаться. Благодаря высокому образовательному уровню часть зиммиев-христиан сумела занять престижное социальное положение в халифате. Немусульмане имели прочные позиции в торговле и финансах, фактически монополизировали занятия медициной, из них почти полностью комплектовалось низшее и среднее звено административного аппарата. Арабы охотно использовали бывших византийских чиновников на службе в налоговом ведомстве. Делопроизводство в Сирии вплоть до начала VIII века так и вовсе велось на греческом языке. Церковная иерархия «неверных» не только не была уничтожена, но даже наделена некоторыми светскими функциями. Например, православным и яковитским священникам нередко предоставлялось право сбора налогов, суда над единоверцами, решения их семейно-брачных и имущественных вопросов.

Вместе с тем, жизнь христиан под исламским господством была связана с целым рядом ограничений, которые проистекали из особенностей исламского учения. Множество церквей, начиная с роскошного собора Иоанна Крестителя в Дамаске были конфискованы и превращены в мечети. О миссионерстве среди мусульман не могло быть и речи. Это каралось смертью. Последователи Христа не могли служить в армии. Мужчинам-христианам было запрещено жениться на мусульманках. Но при этом мужчины-мусульмане могли жениться на христианках с условием, что их дети примут ислам.

В 750 г. на смену веротерпимым Омейядам приходит к власти династия Аббасидов. При них то и дело вспыхивали гонения. Много христиан приняли мученическую смерть, прошли погромы церквей по всей Сирии.

Насилия со стороны центральной администрации халифата вызвали в 855 г. городское восстание в Хомсе. Подавив мятеж, халиф повелел уничтожить все церкви в городе и изгнать оттуда христиан. Гонения привели к массовому переходу зиммиев в ислам и эмиграции значительной части мелькитов (православных) в Византию. И все же это были скорее исключения из правила. Иначе трудно объяснить тот факт, что количество христиан в Сирии под арабским владычеством оставалось весьма значительным вплоть до конца XI века, то есть до эпохи крестовых походов. Лишь вторжение крестоносцев и порожденные ими антихристианские репрессии нарушили этнографический баланс в пользу мусульман.
В новое время укрепление экономического положения зиммиев и постепенное уравнивание их в правах с мусульманами шли рука об руку с ослаблением могущества османской империи. Сюда началось проникновение западного капитала, и многие христиане превратились в преуспевающих дельцов. Их лобббистские возможности резко возросли.

В 1855 году была отменена подушная подать с христиан. Тогда же им разрешили устанавливать кресты над храмами, звонить в колокола и устраивать процессии с иконами и хоругвями. Это вызвало массовый всплеск исламского фанатизма. По всем сирийским городам прокатилась лавина погромов. В Дамаске в 1860 году была уничтожена значительная часть христианской общины и разрушены все церкви. Поэтому трагический день 10 июля сейчас отмечается Антиохийской Православной Церковью как день памяти тысяч жертв дамасской резни.

Приход в середине прошлого века к власти алавитов во главе с лидером социалистической партии БААС Хафезом Асадом , несколько смягчил противоречия. Но не устранил их совсем. В 1982 году в Хаме вспыхнул антиправительственный исламистский мятеж, лишь с большим трудом подавленный с использованием танков и артиллерии.

Весной 2004 года в арену побоищ превратился уже Дамаск. Тогда все списали на зарубежную «Аль каиду». Однако не секрет, что в стране действует радикальная исламская оппозиция. Благодаря непростому экономическому положению, проповедь джихада все чаще находит отклик среди малоимущих слоев населения, и, конечно, такого «горючего контингента», как студенты.

Сейчас последователи Христа составляют менее десяти процентов населения. Благодаря сильной эмиграции, росту антизападных и антихристианских настроений, которые особенно усилились с началом войны в Ираке, а также некоторым «особенностям» сирийского законодательства и системы образования, количество христиан продолжает уменьшаться.

Формально христиане и мусульмане равны в своих социальных и экономических правах. Но главой государства по Конституции может быть только мусульманин. Признаются браки, заключенные мусульманином и христианкой, однако до сих пор сириец-христианин не может вступить в брак с сирийкой-мусульманкой. В области образования также заметно неравенство. В христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Однако ни слова не говорится о христианстве в стенах учебных заведений, куда ходят мусульмане.


Читайте также:

Восток готовится встретить Христа?

Читать эту статью на английском: Talking about faith at the tomb of the prophet. Part 2