Будь в курсе

История создания первого самолета

В 1783 году состоялся первый полет на воздушном шаре, в небо конструкцию поднял француз Жан-Франсуа Пилатр де Розье, это был прорыв, настоящая сенсация. Почти столетие спустя, в 1849 году англичанин сэр Джордж Кейли создал планер с тремя крыльями, по сути это был первый летательный аппарат тяжелее воздуха, машина смогла поднять с земли 10-летнего парнишку. Но есть и "но" — управлять этим аппаратом было невозможно.

Система самолет работает аналогично дирижаблю, то есть, в движение воздушное судно приводится с помощью силовой установки, которая создаёт тягу. Разница в том, что в дирижабле применяется аэростатический способ создания подъёмной силы, а вот наши современные самолеты используют аэродинамический.

Вы поразитесь, но первый самолет создал вовсе не авиатор, а русский морской офицер Александр Фёдорович Можайский. Этого человека называют отцом авиации, ведь он имеет прямое отношение к самолетостроению. Вообще по профессии он был инженером, а работал моряком, где строил корабли с паровыми двигателями.

Так вот, об армии Можайский знал не понаслышке, сам служил и понимал, что требуется для улучшения. Летательные аппараты — средство номер один для огромного шага вперёд. На тот момент мир еще не знал теорию полёта аппаратов тяжелее воздуха. Именно Можайский взял на себя смелость заняться изучением аэродинамических свойств воздушных змеев, эти вещицы ему удалось увидеть в Японии в 1855 году. Тогда инженер служил старшим офицером на шхуне "Диана".

Можайский провел несколько испытаний и понял, что нужно рассчитать размеры самолета с достаточной подъёмной силой. Помог ему в этом опыт с упряжкой лошадей, которые тащили воздушных змеев. Так, морской опыт тоже сыграл свою роль, ученый применил теорию вертикального паруса, вот только он "уложил" ее в горизонтальное положение — крыло. А вот тягу гребного винта моряк пересчитал для воздушного винта. Многие, наверное, сейчас подумали о том, что нашелся человек, заложивший основы аэродинамики. В этом есть доля правды.

Итак, пришла осень 1876 года и Можайский продемонстрировал свою машину на петербургском манеже. У аппарата был четырёхлопастный винт, который приводил в движение конструкцию. Сначала "самолет" бежал по столу, а затем оторвался от его поверхности и взлетел.

Когда Можайский построил самолет уже в натуральную величину, судно преодолело всего десяток метров. Случилось так, что аппарат потерял высоту, ведь он еще не был готов сохранять равновесие при встречном потоке воздуха. Когда самолет разочаровал спонсоров, денег на новое исследование Можайский уже не получил, тогда он решил не бросать свое детище и продолжать за свой счет.

Он так и не смог завершить усовершенствование своего летательного аппарата, Можайский скончался от болезни, он был беден материально, но его душа была наполнена энтузиазмом и желанием во что бы то ни стало довести работу до победы. Увы, природа распорядилась иначе.

Все же дата авиации говорит нам не о Можайском, а о братьях Райт, Орвилл и Вильбур смогли подняться в воздух на судне, которое сами же изобрели. 17 декабря 1903 года — вот день рождения авиации. Конструкторы и летчики Райт изучили работу Можайского, они нашли причину недочетов и устранили ее. Если говорить точнее, братья смогли решить проблему сохранения равновесия.

Изобретатели разработали систему управления судном по трём осям с помощью тросов, которая давала возможность постоянного контроля поворотных, наклонных и вращательных движений деталей летательного аппарата. Паровой двигатель они заменили бензиновым мотором. Летательная машина братьев смогла продержаться в небе 59 секунд, пролетел первый самолет 260 метров.

Читайте также: Сарай и кладовщица: как родилась гражданская авиация России

Легендарный Витязь. Как Россия построила самый мощный самолёт в мире

Против духов злобы поднебесной...

Братья Райт: Как рождалась авиация

Удастся ли скрестить ракету с вертолетом?