Будь в курсе

Пиратский быт: правда и мифы

По многочисленным книгам и фильмам о пиратах известен образ лихого морского разбойника, в жизни которого грабежи богатых торговых судов чередуются с шумными попойками.

Азартными играми и драками с другими флибустьерами. Но так ли это было на самом деле? Каков настоящий пиратский быт эпохи "Золотого века пиратства"?

Растиражированная в популярной культуре пиратская вольница на деле — миф. Если подумать, подобное разнузданное поведение на борту корабля, где в ограниченном пространстве на долгий срок заперто множество не очень приветливых и дружащих с законом мужчин, было прямым путём к катастрофе, кровопролитию и потери боеспособности экипажа.

Потому на борту царила жёсткая дисциплина, строго-настрого запрещались азартные игры, пьянство и даже просто оскорбления. Капитан избирался большинством голосов команды и обладал непререкаемым авторитетом, разрешал споры и на корню пресекал конфликты. При этом он должен был быть достаточно уравновешенным, чтобы управлять разношёрстной командой, а также обладать всеми необходимыми знаниями в навигации. При необходимости капитан назначал наказания — часто жестокие.

Самым распространённым было наказание плетью. При этом, если 10-15 ударов оставляли шрамы на спине, но со временем провинившийся снова был в строю, и большее количество ударов могло привести к смерти жертвы.

Другим распространённым наказанием было засветившееся в "Пиратах Карибского моря" назначение виновного пирата "губернатором" необитаемых земель — как правило, крошечного островка, отмели, в прилив скрывающейся под водой, или торчащих из воды скал. Человека оставляли там с минимальным запасом еды и воды и пистолетом с единственной пулей. Шансы выжить при этом были ничтожны, ведь даже если бы бедолагу подобрал какой-нибудь корабль, его бы потом повесили за пиратство. Ещё одним страшным наказанием, почти гарантировавшим смерть провинившегося, было протаскивание под килем, со временем перенятое военным флотом некоторых стран. Жертву на длинных цепях или верёвках протаскивали под килем судна. Если осуждённый не захлёбывался, то вскоре умирал от ран, полученных от наросших на днище корабля моллюсков. А вот всем известное хождение по доске скорее было развлечением, чем настоящим наказанием.

Строгость соблюдалась и в разделе добычи. Самую большую долю получал капитан и те, кто отличился в захвате корабля, остальное делилось по остаточному принципу. При этом, если один из пиратов получал в вылазке увечье или погибал, его семье обычно полагалась его доля добычи в качестве компенсации.

Что касается протезов вместо потерянных флибустьером конечностей, то это миф. Во-первых, во времена расцвета пиратства медицина была примитивна, и ампутация зачастую заканчивалась смертью пациента либо от кровопотери, либо от инфекции. Во-вторых, инвалиду без ноги или руки было элементарно сложно справляться с трудностями жизни на борту корабля или принимать участие в бою при захвате судна. А вот повязки на глаз — скорее правда, так как они защищали травмированный во время боя глаз от внешних воздействий. А травмы глаз были частыми из-за летящих щепок, легко отделявшихся от деревянных частей корабля при попадании туда пуль или пушечных ядер.

Всё перечисленное относится к жизни в море. Но как только флибустьеры сходили на берег, они тут же стремились наверстать долгие месяцы аскетичной жизни на борту, спуская "заработанные" деньги с большим размахом. Возможно, именно отсюда и берут начало многие известные сейчас мифы о пиратах.

Фото: mensby.com

Читайте также:

Пираты. С чего и с кого все начиналось