Будь в курсе

Я «кликаю» - значит, я существую?

Национальная премия «Инновация» - это первая государственная премия, которая вручается за достижения в современном искусстве. Впервые чиновники министерства культуры переводят взгляд с классики и казенщины на поп-арт и авангард. Тенденция, внушающая оптимизм.

Современное российское искусство получило большой глоток воздуха – такой вывод можно было сделать после встречи с номинантами конкурса, которая прошла в Государственном Центре Современного Искусства 16 марта.

В этот день свои проекты представляли кураторы (номинация «Лучший кураторский проект») – т.е. продюсеры, организаторы выставок и фестивалей современного искусства. Далеко не все герои (обычный человек не станет продюсировать подобные предприятие, слишком уж неприбыльно) предстали перед публикой. В том числе и главные номинанты: в частности, никем не был представлен проект «Русский поп-арт» - крупнейшая авангардная выставка 2005 года.

«Я «кликаю» - значит, я существую!» - это девиз московского проекта-выставки «Жили-были», куратором которого стал итальянец Антонио Джеуза. «Жили-были», по его мнению, - это «фабула видеоарта в России» (на выставке были собраны лучшие произведения российского видеоарта за всю историю его существования, которая составляет уже более 10 лет). Однако многие передовые направления в российском искусстве не могут обойтись без помощи «легионеров». «В середине 90-х казалось, что видеоарт в России не приживется, - говорил Антонио Джеуза. - Но спустя каких-то несколько лет стало ясно обратное. И когда я отбирал работы для выставки, мне, поверьте, было из чего выбирать».

Этот же человек курировал другой проект – «Оцифрованная любовь». Художники пытались найти Великое Чувство в машине, в ее цифрах, знаках, символах. И хотя трудно судить, удалось ли им это (никаких слайдов показано не было), но идея настораживает сама по себе. Эти авторы готовы упрощать мир до каких-то невообразимых пределов. Что уж тут говорить, когда на выставке «Художник и оружие» (курируемой калининградцем Евгением Уманским) тема войны исчерпывается парой рядов зеленых и желтых солдатиков, фотографиями Путина и Буша да декоративной звездой!

Около получаса выступала Наталья Морозова с отчетом о Ширяевском Биеннале современного искусства, проходившего в августе прошлого года в деревне Ширяево под Самарой. Там темой тоже была любовь. Но пока не оцифрованная. И хотя большую часть работ на этом биеннале все равно составляли минималистские произведения, в Ширяево нашлось место для подлинной красоты. Речь идет о представлении, которое художники провели на Волге: двое сидели в лодке и наполняли ее ведрами. А лодка не тонула! Ширяевское биеннале самое интернациональное из всех проектов, номинированных на премию «Инновация» - в нем приняли участие художники из Германии, Армении, Франции, Таджикистана и представители еще десятка стран.

После всего показанного оставался, по большому счету, один вопрос, который и был адресовн Наталье Морозовой:

- Почему, обратившись к такой крупной теме, как любовь, или война, художники не идут дальше шутки?
- Вы знаете, на ширяевском биеннале авторы собирались вместе, устраивали разные обсуждения. И там звучали такие слова, из которых было видно: художник не готов это пережить в своем творении, не готов воссоздать. Он не готов раскрываться. Он изначально закрыт. Я не знаю, хорошо это или плохо… Но я бы не сказала, что у нас совсем не было красивых вещей. Хотя бы тот же перформанс с лодкой… Это была лодка любви!