Будь в курсе

Выставка дизайна Hype – чувство момента или загубленный креатифф?

Впервые в Москве проходит всемирно известная выставка дизайна Hype. Галерея Hype открыта для посетителей с 1 по 29 июля в центре дизайна ARTPLAY, который по праву считается самым масштабным центром архитектурного проектирования и дизайна в столице.

Hype представляет интересные и разноплановые работы молодых дизайнеров, многие из которых выставляют свои работы в первый раз.

HYPE — это международное арт-движение, ставящее своей задачей дать возможность молодым талантам показать свои произведения широкой общественности. Участником выставки может стать любой автор, считающий себя художником, дизайнером, фотографом, режиссером. Hype выставляет работы как профессиональных дизайнеров, так и тех, кто только пробует свои силы в той или иной области.

Несмотря на то, что выставка проходит уже четвертую неделю, посетителей не становится меньше. Многие приходят на выставку по нескольку раз, и в этом нет ничего удивительного – работ так много, что они обновляются каждые два дня. Я и сама посетила выставку три раза. На данный момент были показаны 1500 работ в галерее ARTPLAY и более 8 000 на сайте выставки. Первые Галереи HYPE проходили в Лондоне и в Париже в 2004 году. Третий смотр молодых талантов проходит одновременно в Москве и Сингапуре.

Как теперь вспоминают организаторы, в момент открытия стены галереи были совершенно пусты, но художественное пространство стремительно заполнилось экспонатами. Работы, присланные в галерею, распечатываются на широкоформатных принтерах и размещаются в залах. По окончании выставки дизайнеры получат свои работы размером метр двадцать на восемьдесят сантиметров в подарок. Помимо фотографий, коллажей на Hype представлены режиссерские дебюты. В специальном кинобункере галереи можно посмотреть фильмы и мультики.

Как сообщили организаторы выставки, основная ее идея – полная свобода творческого самовыражения, никаких ограничений по статистике и тематике работ, исключения составляют пропаганда насилия и темы, противоречащие моральным ценностям общества. Все экспоненты получают хорошую возможность влиться в профессиональное международное сообщество и завязать массу профессиональных контактов. ARTPLAY выступает за свободу творчества и открытие новых имен. Девиз галереи Hype - продемонстрируйте людям свой талант. Галереи не должны быть узурпированы только знаменитостями!

Краткий экскурс в историю арт - движения Hype:
Первый Hype появился на свет осенью 2003 года в Лондоне, когда в компании HP (Hewlett-Packard) решили создать новый нестандартный проект, его цель- помочь начинающим профессиональным художникам, дизайнерам и аниматорам самореализоваться и вынести свои работы на суд общественности.

На улицах города там и тут стало появляться странное слово Hype, написанное на стенах домов и на асфальте. Затем клубы Лондона заполнились стильными открытками молодых авторов. Одновременно в арт – кинотеатрах стали крутить короткометражные фильмы разных стилей, от анимации до документальных фильмов под именем Hype. В ноябре 2003 года заработал сайт арт-двидения. Лондонская галерея Hype открылась в Truman Brewery and Brick Lane 22 января 2004 года. Успех был феноменальным, более чем 1200 художников предложили свои работы для участия в проекте. Пустые стены галереи Brick Lane очень быстро заполнились. Организаторам выставки постоянно приходилось обновлять экспозицию работ, а число посетителей превышало 9 000 человек. В первые три месяца работы сайта его посетило 4,5 миллионов человек, более чем из 140 стран мира.

В ноябре 2004 года выставка Hype открылась на французской земле – в Париже, в престижной галерее Palais de Tokyo, где было показано около 3000 работ. Выставку посетили 32 000 посетителей. Новый Hype после Москвы и Сингапура ожидается в ноябре в Милане. На выставке мне удалось пообщаться с самыми разными людьми дизайнерами, любителями искусства, художниками, фотографами, PR менеджерами, работниками выставки. Вот что по поводу галереи Hype да и всего дизайна в целом думают посетители выставки.

Основная концепция выставки, что она дает молодым дизайнерам?
Михаил, 22, работник выставки: «Выставка проходит каждый год в разных городах и странах. В этот раз у нас в Москве. Она идет в течение месяца, за это время невозможно оценить и выставить все работы дизайнеров, их слишком много. Зато у всех желающих есть возможность выставить свои работы, неважно, профессионалы они или любители. Оставить свои координаты, чтобы с дизайнером смогли связаться те, кто в его работах заинтересован. Некоторые творческие люди находят работу благодаря выставке. Посетители часто просят распечатать им определенную работу и познакомить с ее автором».

Как дизайнеры узнают об этой выставке?
Кирилл, 26, дизайнер: «Информация о выставке дается на сайтах и форумах. Большинство посетителей и авторов узнают о выставке от друзей и знакомых, в своей творческой тусовке.
Для людей, которые занимаются этим профессионально проходят мастер-классы. Занятия ведут опытные дизайнеры со стажем».

Максим, 22, фотограф: «Все очень просто – мне позвонил один знакомый и спросил: «Ты выставляешься на выставке?» Я уточнил, где она проходит. А на следующий день привез свои работы. В конце выставки мне вернут мои работы, распечатанные на широкоформатном принтере метр двадцать на восемьдесят сантиметров. Отличный кусок обоев получится. И фотографии на память остались – я на фоне своей работы. В общем-то, большего я от выставки и не жду».

Где можно получить образование в сфере дизайна?
Алексей, 29, дизайнер: «У нас в стране дизайну, как таковому, не учили. Да, есть определенные школы дизайна. Есть определенные российские монстры, такие, скажем так, большей частью, великовозрастные господа, которые достигли успеха и теперь знают, что такое российский дизайн. Есть определенные известные фамилии. Например, Артемий Лебедев. Вообще, личность Лебедева достаточно неоднозначная, поэтому ориентироваться на Лебедева не стоит. Есть Дьяконов, Серов. Обучение в России, гипотетически, существует. За рубежом неплохая школа подготовки, есть определенная методика преподавания, чего так не хватает в России.

На мой взгляд, если перед человеком стоит вопрос выбора обучаться в России или за рубежом. То, наверное, все же за рубежом лучше. Хотя с другой стороны, это перекликается с другим вопросом, где работать дизайнером, в России или за рубежом? За границей абсолютно другой подход к работе, другие деньги, там нет таких торговых отношений как у нас. Я бы их назвал абсолютно базарными. Поэтому там, конечно, интересней, и художник проявляет свое творчество. Здесь же дается заказ, по большому счету из серии примитивизма».

Что конкретно дает эта выставка? Особенно, если дело касается молодых дизайнеров, которые в первый раз выставляют свои работы?

Константин, 24, дизайнер: «Идеология выставки мне лично очень нравится. Человеку дается возможность где-то как-то появиться. Причем появиться как дизайнеру, а не как работнику данной сферы. Проявить себя, выразить свое мировоззрение. Как я понимаю, цель этой выставки была в том, чтобы дизайнер заявил о себе. Надо учесть еще и то, что организаторы выставки берут все расходы на себя. Принять во внимание и то, что это именно выставка, а не конкурс, это не попытка поднять кого-то, здесь нет никакого PR по отношению к дизайнеру. Меня такое мероприятие радует, и честно говоря, насколько я знаю, таких прецедентов было не так уж и много в нашей стране, чтобы люди дали возможность, по сути, сотням московских и российских дизайнерам просто разместить свои работы».

Что нового дают мастер – классы? Было ли там что-то занимательное?
Олег, 25, дизайнер: «Первые занятия проводил Pro-Type. Сначала это была полная PR акция Pro-Type. Потом действительно рассказали что-то интересное. Во всяком случае, чтобы получить ту информацию, которую дали, нужно месяца три целенаправленно лазить в Интернете».

Какое отношение к работам других дизайнеров?
Артем, 27, дизайнер: «Какие-то идеи меня впечатлили, можно будет взять их за основу. Попадаются очень любопытные авторы. По многим работам видно, что автор только начал работать и многого не умеет. Где-то есть техника неплохая, но идея смутно угадывается или неудачная композиция».

С чего начинается работа в сфере дизайна?
Иван, 33, 3D дизайнер: «С детства я хорошо рисовал. Потом в армии рисовал татуировки. А не надо смеяться. Многие российские дизайнеры начинали с татуировок, это же тоже искусство самовыражения. И чтобы быть хорошим мастером, нужно не только хорошо рисовать, но и чувствовать композицию и перспективу. В общем-то, я самоучка».

Как в первый раз найти работу в сфере дизайна?
Павел, 21, дизайнер: «Да просто все вышло. Разместил в Интернет свои резюме, написал, что знаю Photoshop. Работал и на месте учился, я тогда вообще один дизайнер на всю фирму был, и помочь было некому. Теперь, работая в коллективе, могу сказать, что научился многому и знаю теперь, наверное, в 7 раз больше. Главное чувство момента, идеи, желание, а программы можно изучить и дома».