Активный отдых

По следам нашей экспедиции: «Байкальский Стоунхендж» и другие загадки Священного озера - 2

БАЙКАЛ (начало читайте здесь)

До Байкала мы добрались уже глубокой ночью, и загрузка на корабль проходила при свете корабельных прожекторов. Когда все уже было готово к старту, прямо перед нами на небе внезапно возник гигантский диск белого цвета, похожий на луну или солнце. Но луна красуется совсем в другой стороне, а солнце уже давно село. Кто-то отпустил шутку про НЛО и после этого непонятный объект словно растворился в небе. Это можно было воспринимать как знак, что впереди нас ждет аномальная зона. Но делать акцент на тарелках никто не собирался, так как травмированных «летающей посудой» голов среди нас, к счастью, не оказалось, и это предвещало трезвый подход к нашим исследованиям.

Наутро Священное море предстало во всей своей красе. Мы шли вдоль живописного берега, очень смахивающего на побережье Средиземного моря. Но здесь все было намного красивее и девственней: на берегу нет ни только отелей, но даже дома встречаются крайне редко. На этом сравнения с Антальей не заканчиваются. Солнце нежно ласкает наши лица, а легкий бриз гонит мелкую волну на безмятежном море. Однако мы сюда прибыли не отдыхать. Все находятся в предвкушении встречи с загадочным мысом Рытый.

Наш капитан Александр Бурмейстер рассказал, что предыдущая экспедиция повела себя довольно странно. Высадившись на берег, ее участники толком так ничего и не увидели – ни туров, ни стены, ни всего остального. Появившиеся затем в Интернете повествование оказалось вольным пересказом версий людей, которые действительно видели то, что затем назвали «Байкальским Стоунхенджем». Вместо этого рассказ пестрил байками о гигантских пчелах, стельках, которые нужно срезать и другой псевдоаномальной ерунде.

Но до Рытого оставалось еще довольно долго идти, и капитан решил сделать остановку у поселка Онгурен, что в переводе с бурятского означает "конец пути". Чей путь тут заканчивался выяснить так и не удалось. Но зайти в поселок, который находился в трех километрах от берега, мы согласились с удовольствием. Все-таки наша экспедиция носит название этно-экологической, и упустить уникальную возможность попасть в глухое бурятское селение упускать не хочется. К тому же, как правило, именно в таких, оторванных от остальной цивилизации селениях и живут люди, которые всегда помогали мне в моих исследованиях, пересказывая старинные предания и легенды, не нашедшие следов в научной литературе.

Пребывая в постоянных философских беседах о судьбах мира, мы легко преодолели витиеватый путь. На входе в поселок нас ждал первый сюрприз – одиноко стоявший посреди небольшой площади паровоз, резко дисгармонирующий с окружающим миром. Его переместили сюда из глухой тайги в конце сороковых годов ушедшего века. А откуда он взялся в непроходимых лесах остается загадкой даже для местных аборигенов. Последние довольно приветливые люди, хотя некоторые из них находятся подшофе, несмотря на утренние часы. Все приветствуют нашего капитана, который жил здесь какое-то время, пока не уехал в Иркутск.

В Онгурене живут около пятисот человек. Дома, в освновном, - избы. Но резко выделяется школа. Как оказалось, первая появилась еще сто лет назад. Ее строили всем селом. Новая отвечает всем современным требованиям. Электричества в Онгурене нет. Есть дизель, который включают по вечерам.

Расспрашиваем онгуренцев о Рытом. Все загадочно улыбаются и рассказывают примерно одно и тоже. Ходить туда не желательно. Женщинам вообще нельзя. На наш вопрос «почему?». Ответ прост – многие женщины становились бесплодны после посещения острова, а некоторые и вовсе умирали. Мужчины тоже туда без особой нужды не ходят. Даже скот теперь пасут там только в зимнее время. Узнав, что с нами на Рытый едет ольхонский шаман Валентин, советуют соблюдать все его рекомендации. Шаманы, кстати, сами доходят до определенного места в падь (ущелье) и дальше ни шагу.

Вернувшись на судно, спрашиваю у Валентина, когда и кем был наложен запрет. Шаман рассказывает, что он знает свой род до 19 колена, и никто из его предков также не знал причин табу. Но повторил, что лучше с этим местом не шутить, расплата придет незамедлительно. Сам он был на мысе несколько раз и знает его довольно хорошо.

Все участники экспедиции внимают словам шамана и наш этнограф Елена Свахили, рвавшаяся попасть на мыс грустнеет на глазах. Но нарушать местный закон не собирается.

И вот он – таинственный мыс Рытый. Природа здесь постаралась на славу. За ровной долиной мыса раскинулась расщелина между двух величественных гор, леса которых оделись в самые разнообразные цвета. Идиллическую тишину созерцания нетронутой природы нарушает вопль барана, которого мы везем с собой на заклание. Ему предстоит стать частью ритуала по задабриванию Духа Места. Моя душа восстает против подобного варварства. Но ради успеха экспедиции смиренно перенести жертвоприношение и готовлюсь ступить на долгожданный берег вместе с другими участниками экспедиции.

Продолжение следует.

Читайте также:

Yoki.ru откроет тайны Байкала: подробности экспедиции на мыс Рытый.

Валентин Хагдаев: ортодоксальный шаман в центре мегаполиса.

Паломничество в велосипедном седле. Проект «Храмы Руси». Репортаж.