Подводные кладбища кораблей

Кладбищами кораблей современные археологи называют участки морского дна, на которых лежат останки многочисленных судов, затонувших в пучине из-за непогоды, опасных рифов, мелей и боевых сражений. Такие загадочные места по-прежнему привлекают внимание не только специалистов по древней и военной истории, но и бесчисленных искателей приключений.

Атлантический океан. Атлантика занимает, пожалуй, первое место по числу судов не вернувшихся в родной порт и упокоившихся в морской пучине: она приняла в себя сотни тысяч кораблей, сконструированных при различных условиях, разными народами, в разные исторические эпохи. В прибрежных водах страны Жюля Верна и Оноре де Бальзака нашли свой последний причал около трех тысяч кораблей — начиная с античности и заканчивая современностью. И все-таки они не могут сравниться с тысячами кораблей, покоящимися глубоко на дне Атлантического океана, Средиземного, Карибского и многих других морей. У юго-восточного побережья Англии, неподалеку от порта Дувр, находятся мели Гудвина — обширная группа банок, которые под воздействием приливов меняют свои очертания и с периодичностью передвигаются с места на место. Это место прозвано моряками "Великим пожирателем кораблей". За последние 200 лет здесь погибло бесчисленное количество судов, а вместе с ними пропали около 50 тысяч человек. В начале 60-х годов прошлого века геологам удалось взять часть образцов грунта, пройдя буром сквозь 15-метровый слой песка. И в грунтовых колонках обнаружили полусгнившие куски корабельного дерева и ржавое железо обшивки судов. "Великий пожиратель кораблей" насквозь пропитан своими жертвами.

Читайте также: Загадка на дне библейского озера

Атлантический океан, остров Сейбл. А на противоположном побережье Атлантики находится еще одно известное геологам кладбище кораблей — акватория острова Сейбл, лежащего в 240 километрах к востоку от Канады, на подходе к заливу Святого Лаврентия. У берегов Сейбла сталкиваются теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение, несущее воды Арктики. В итоге, вокруг острова образуются плотные туманы, которые окутывают его несколько месяцев в году. К тому же, дополнительную опасность представляют бушующие штормы и тот факт, что этот остров "бродячий". С момента открытия он переместился на несколько километров со старого месторасположения. Именно здесь нашла свою гибель не одна сотня судов английской и португальской эскадры.

Тихий океан, остров Чуук. В годы Второй мировой войны на территории этого острова располагалась крупная военно-морская база Японии. После осуществления американцами военной операции "Хилстон" 17 февраля 1944 года здесь погибло 60 крупных и много небольших японских судов.

Шотландия, пролив Пентланд-Ферт. В этом районе, на глубине от 30 до 50 метров лежат останки целого флота. Флота Германии Первой мировой войны. 74 судна, в том числе несколько особенно крупных кораблей, готовились передать англичанам, которые строго следили за соблюдением условий перемирия. Но немцы, следуя доблестным морским традициям, отказались сдавать флот врагу и затопили его.

Италия, город Пиза, район железнодорожного вокзала Сан-Россоре. Строители национальной железнодорожной компании Италии, взломали там грунт, с целью заложить фундамент для нового центра управления римско-генуэзской линией. Внезапно они наткнулись на останки древнего корабля. Работы были приостановлены, срочно вызвали археологов, те обнаружили еще три судна с грузами и другими реликвиями. К 1998 году здесь были найдены первые 9 судов. На сегодняшний день в Пизе археологами уже найдено 39 судов, из которых 16 датированы и частично или полностью раскопаны. Погубившие их кораблекрушения приходятся на период приблизительно с V столетия до нашей эры и по IV столетие нашей эры. На судах нашли даже скелеты мореплавателей. Медные гвозди и древнее дерево не повреждены, и во многих случаях груз все еще запечатан в те самые терракотовые амфоры или кувшины, что использовались в Древнем мире. Нашли также бочку древней римской приправы к рыбе, известной как "гарум". По мнению историков, одно судно везло множество свиных окороков; другое — живого льва и, вероятно, потерпело крушение на пути из Африки в Рим.

Черное море. Огромное число кораблей затонуло у берегов Крыма, Севастополя, Керченского залива. Причиной гибели становились штормы, и часто, прибрежные скалы. О некоторых судах, потерпевших крушение сложены самые разнообразные легенды, а дайверы настойчиво уже не первый год ищут затонувшие вместе с кораблями сокровища. Если повезет, находят ценные безделушки, а настоящие клады пока скрыты под покровом моря.